Несмотря на отток пустых контейнеров, экспорт США достигает новых максимумов

«Нашим крупнейшим экспортным товаром остается воздух», — часто повторяет Джин Серока, исполнительный директор порта Лос-Анджелеса. Это, безусловно, верно в его порту, где экспорт осуществляется в контейнерах. Пустых ящиков уходит гораздо больше, чем полных, поэтому их можно быстро перегрузить в Азии.

Но если посмотреть на общую картину, то экспорт из США действительно растет — и в этом году он достигнет рекордного уровня. Просто все больше экспортных товаров грузится на танкеры и сухогрузы, а не на контейнеровозы.

Согласно статистике Бюро переписи населения, стоимость экспорта американских товаров за первые семь месяцев этого года превысила показатели за любой предыдущий период января-июля, достигнув 990 миллиардов долларов.

Примечание: без учета сезонных колебаний. Диаграмма: American Shipper на основе данных Бюро переписи населения США, Бюро экономического анализа.

Исходящие грузы сои, кукурузы, угля, сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СНГ) растут, а продажи сырой нефти и нефтепродуктов остаются на высоком уровне, несмотря на последствия COVID.

Агрибульк

Небольшие экспортеры сельскохозяйственной продукции и продуктов питания особенно сильно пострадали от нехватки экспортных контейнеров. Их бедственное положение является одной из причин принятия закона о реформе Закона о судоходстве.

Совсем другая история с агробулочными грузами, перевозимыми на сухогрузных балкерах. Объемы сильно возросли после торговой войны администрации Трампа, вспышки свиного гриппа в Китае и первых дней пандемии.

Чарт: American Shipper на основе данных Зарубежной сельскохозяйственной службы Министерства сельского хозяйства США

Экспортные продажи агрокультуры начали расти в октябре прошлого года, чему способствовали закупки в Китае, согласно данным Иностранной сельскохозяйственной службы Министерства сельского хозяйства. Экспорт в июне-июле (включая сою, кукурузу, пшеницу и другие сыпучие продукты) составил 96 миллионов метрических тонн, что является самым высоким показателем за первые семь месяцев года.

Чарты: Braemar ACM Shipbroking

Американский агробункер в основном перевозится на борту балкеров типа Panamax (65 000-90 000 тонн дедвейта или DWT) и Supramax (45 000-60 000 DWT). Данные компании Braemar ACM Shipbroking подтверждают рост загрузки судов Panamax и Supramax, совпадающий с экспортными продажами в США.

По данным Clarksons Platou Securities на пятницу, высокие мировые объемы агробункеровки, а также угля и других сырьевых товаров привели к тому, что спотовые ставки на суда Panamax и Supramax выросли до 36 100 и 37 200 долларов США в день, соответственно.

Природный газ

Природный газ — самая большая история успеха американского экспорта с точки зрения роста объемов.

В июне-августе прошлого года объемы экспорта СПГ, дебютировавшие в последние годы, временно упали из-за COVID, но эта неудача была недолгой.

Согласно данным Министерства энергетики (DOE), в январе-июле объем экспорта СПГ составил 2 трлн кубических футов, что является лучшим показателем за первые семь месяцев года, несмотря на заминку, вызванную зимним штормом «Ури» в феврале. Объемы выросли на 54% по сравнению с январем-июлем 2020 года и на 118% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По данным Argus Media, экспорт из США оставался на таких же высоких уровнях в августе и сентябре.

Чарт: American Shipper на основе данных Управления по ископаемым источникам энергии Министерства энергетики США

Цены на природный газ сейчас исторически высоки как в Европе, так и в Азии, где наблюдается обострение дефицита электроэнергии. Японо-корейский маркер (JKM) поднялся до 34 долларов за миллион британских тепловых единиц (MMBtu). Два европейских эталона, TTF в Нидерландах и Национальный балансирующий пункт (NBP) в Великобритании, находятся очень близко к JKM. Цена Henry Hub в США приближается к $6 за MMBtu.

Компания Flex LNG (NYSE: FLNG) в опубликованной в четверг презентации подсчитала, что типичный груз можно купить в США за 20 миллионов долларов и продать в Европе за 112 миллионов долларов и 128 миллионов долларов соответственно, что дает арбитражный выигрыш за вычетом расходов на доставку в размере 92 миллионов долларов в Европу и 108 миллионов долларов в Азию.

Перспективы экспорта СПГ из США настолько велики, что внутренние потребители природного газа обеспокоены. 17 сентября торговая группа Industrial Consumers of America призвала Министерство энергетики вмешаться и сократить экспорт СПГ, «чтобы предотвратить кризис поставок и скачок цен для потребителей этой зимой».

Уголь

Как и в случае с СПГ, цены на энергетический уголь — уголь, используемый для производства электроэнергии — в Европе и Азии достигли исторического максимума. Сейчас цены достигают 200 долларов за тонну. Несмотря на давние экологические проблемы, связанные со сжиганием угля в качестве топлива, спрос в зимний период должен стимулировать увеличение экспорта американского угля.

По прогнозам Управления энергетической информации США (EIA), в 2021 году США экспортируют 82,1 млн метрических тонн угля, что на 30% больше по сравнению с прошлым годом и соответствует уровню 2019 года, предшествовавшему принятию КОСВИД. В этом году рост будет обеспечен в основном за счет поставок энергетического угля, которые, по прогнозам EIA, вырастут на 49% по сравнению с прошлым годом. Ожидается, что экспорт металлургического угля — угля, используемого для производства стали, — вырастет на 20%.

Диаграмма: American Shipper на основе данных Управления энергетической информации

Объемы экспорта будут значительно ниже недавнего пика 2018 года (104,9 млн метрических тонн) и исторического максимума 2012 года (114,1 млн). Несмотря на это, экспорт становится все более важным для американских угольщиков.

В условиях, когда внутреннее потребление сдерживается экологическими нормами и конкуренцией со стороны природного газа, доля экспорта в общем объеме производства растет: с всего 5,5% в 2009 году до примерно 15% в этом году, что соответствует историческому максимуму в 2018 году.

LPG

США и Ближний Восток являются основными мировыми источниками СУГ (преобладающими грузами СУГ являются пропан и бутан). Транспортировка СУГ осуществляется в специализированных танкерах; американские грузы в Азию доставляются на борту так называемых очень больших газовозов — судов вместимостью около 84 000 кубических метров.

Экспорт сжиженного газа из США растет. Согласно данным EIA, в январе-июле экспорт составил в среднем 2,1 млн баррелей в день (б/с), что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 32% больше, чем в январе-июле 2019 года. Предварительные данные EIA свидетельствуют о продолжении роста экспорта СУГ в сентябре.

Диаграмма: American Shipper на основе данных Управления энергетической информации

Сырая нефть и продукты нефтепереработки

В COVID спрос на сырую нефть и нефтепродукты особенно высок, а ставки на сырую нефть и танкерные перевозки по-прежнему ниже безубыточности.

И все же, согласно данным EIA, совокупный экспорт сырой нефти и продуктов из США за первые семь месяцев этого года составил в среднем 6,17 млн. баррелей в день. Это третий рекордный показатель за январь-июль.

Совокупный экспорт нефти и продуктов составил в среднем 6,51 млн баррелей в сутки в первые семь месяцев прошлого года, когда обвал цен стимулировал грузоотправителей заполнять танкеры для плавучего хранения, и 6,46 млн баррелей в сутки в январе-июле 2019 года. Но даже если объемы экспорта в 2021 году будут ниже объемов 2019-2020 годов, цены вернулись к уровням 2018 года, что повышает влияние продаж нефти на торговый баланс Америки.

Примечание: Продукция включает переработанные нефтепродукты и другие некондиционные жидкости, но не включает ШФЛУ/СПГ; сырая нефть включает наземный экспорт в Канаду. Диаграмма: American Shipper на основе данных Управления энергетической информации

Американский экспорт играет огромную роль в спросе на очень крупные нефтевозы (VLCC, танкеры, перевозящие 2 миллиона баррелей), поскольку расстояние рейса из американского залива в Китай (через мыс Доброй Надежды) в 2,5 раза больше, чем путь в Китай с Ближнего Востока. В результате американский экспорт поглощает больше мощностей VLCC.

В первом полугодии экспорт сырой нефти из США составил в среднем 2,95 млн. баррелей в день, несмотря на ограниченный мировой спрос и пополнение запасов нефтепереработчиками. Предварительные данные EIA показывают, что экспорт сырой нефти и нефтепродуктов оставался стабильным до сентября.

Нажмите для просмотра других статей Грега Миллера

Похожие статьи:

Энергетический кризис углубляется в Азии и Европе: Что это значит для судоходства

Если уголь мертв, то почему корабли так полны им?

Китайское скопление балкеров превосходит калифорнийский тупик контейнеровозов

Как Китай стал крупным победителем в эпоху COVID

Изображение взято с Pixabay