Никола «Потерянный год»: Задержка грузовиков, падение акций и нехватка наличности

(Bloomberg) — Nikola Corp. вступила в этот год с амбициями начать полное производство полугрузовика с питанием от аккумуляторов, добиться прогресса в создании большой установки на топливных элементах и начать строительство сети водородных заправочных станций.

Самое читаемое из Bloomberg

Ожидается, что FDA разрешит таблетки Covid от Pfizer и Merck на этой неделе

Третья доза препарата Moderna повышает уровень антител против омикрона

Израиль предлагает четвертую прививку; Нью-Йорк отменяет экзамены: Обновление информации о вирусе

На одном из самых рискованных рынков жилья в мире разгораются экстремальные тендерные войны

Omicron становится доминирующим штаммом в США, на который приходится 73% случаев заболевания Covid

К 2022 году она подходит с этими и другими задачами, не доведенными до конца, и с сокращающейся кучей денег для их выполнения.

Один из первых стартапов в области электромобилей, получивший публичный листинг путем слияния с компанией с чистым чеком, некогда высоко котировавшиеся акции компании сейчас находятся ниже цены размещения SPAC в 10 долларов за акцию три года назад.

Nikola застряла в нейтральном положении с прошлого года, когда ее основатель ушел в отставку под облаком обвинений в мошенничестве, General Motors Co. отказалась от партнерства и потеряла ключевой контракт на поставку грузовиков. Усилия по восстановлению доверия инвесторов пострадали из-за постоянных задержек производства.

Хотя компания утверждает, что у нее есть доступ к большому количеству средств — включая неясный инструмент финансирования для привлечения дополнительных средств в случае необходимости — Nikola за последние 12 месяцев израсходовала треть своих наличных средств, пока она возилась со своими грузовиками, работающими на аккумуляторах.

Эти автомобили не будут готовы к коммерческим продажам до начала следующего года, несмотря на то, что компания увеличивает расходы на них и на отдельную инициативу по разработке полуприцепов на водородном топливе, которые сегодня существуют только в виде прототипов.

«Учитывая трудности, у них ограниченные возможности», — сказал в интервью Дэн Айвз, аналитик Wedbush Securities с нейтральным рейтингом по акциям. По его словам, «у них будет больше возможностей для привлечения капитала на частном или государственном рынках» только в том случае, если компания сможет достичь своих ближайших производственных целей.

Пропущенные цели

В этом году сроки поставки дебютного электрического полугрузовика «Tre» дважды переносились, и теперь Nikola планирует выпустить до 25 грузовиков к концу года. Первые два грузовика были поставлены на прошлой неделе. Но они не принесут немедленного дохода, потому что это предсерийные автомобили, построенные без ключевых деталей, которые находятся в дефиците, таких как полупроводники.

Слияние компании Nikola с SPAC в 2020 году обеспечило ей денежные вливания в размере более 900 миллионов долларов. После выхода на биржу и смелых прогнозов на успех, сделанных основателем и тогдашним главным исполнительным директором компании Тревором Милтоном, рыночная капитализация Nikola в какой-то момент превысила капитализацию Ford Motor Co.

Во время слияния Nikola и Milton поклялись совершить революцию в мире коммерческого транспорта, создав магистральные грузовики, работающие на водороде, и общенациональную сеть заправочных станций. Но в сентябре прошлого года Милтон покинул компанию на фоне расследования федеральных регулирующих органов, которые утверждали, что он преувеличивал успехи компании и вводил в заблуждение инвесторов.

Компания Nikola стремится закрыть эту главу, достигнув соглашения с правительством по поводу этих якобы вводящих в заблуждение заявлений. Во вторник компания согласилась выплатить 125 миллионов долларов США гражданского штрафа Комиссии по ценным бумагам и биржам США без признания или отрицания правонарушений.

Читать дальше: Никола заплатит 125 миллионов долларов штрафа Комиссии по ценным бумагам и биржам США за комментарии Милтона (1)

Урегулирование позволит компании «оставить прошлое в прошлом и смотреть вперед», — написал аналитик РБК Джозеф Спак, который присвоил акциям рейтинг отраслевой эффективности, в записке для клиентов от 4 ноября, после того как Nikola сообщила о переговорах с SEC.

Необычный инструмент финансирования

Оценка стоимости Nikola упала до 4 миллиардов долларов, и компания прогнозирует, что к концу года на ее балансе останется около 350 миллионов долларов наличными. Стартап утверждает, что у него есть доступ к большему капиталу с помощью необычного инструмента: кредитной линии, заключенной в начале этого года с малоизвестным финансистом.

Долевые линии дают Nikola право потребовать от нью-йоркской компании Tumim Stone Capital LLC купить акции в выбранное стартапом время по рыночной цене минус 3%. Nikola может использовать линию только частями, которые ограничены. На сегодняшний день она использовала 72,9 миллиона долларов, остаток средств составляет 527,1 миллиона долларов.

«Мы считаем, что это обеспечит компании Nikola достаточную ликвидность для финансирования заявленных нами операционных этапов до конца 2022 года», — говорится в заявлении главного исполнительного директора Марка Рассела, который сменил Милтона.

Кредитная линия на капитал — не новый инструмент финансирования, но он не получил широкого распространения. Как правило, это инструмент последнего средства, когда более распространенные формы привлечения средств недоступны. В июле аналогичную сделку с инвестиционным фондом заключила компания Lordstown Motors Corp.

По словам партнера Reed Smith Тадаши Окамото, юриста, специализирующегося на размещении долговых обязательств и акций, «в основном он используется для публичных компаний, которые очень малы, и их история с акциями не выдерживает критики». «Исторически сложилось так, что эта акция очень негативно воспринимается рынком, поскольку она имеет очень значительный разводняющий эффект».

Привод с правами

В целом, Nikola завершит 2021 год с доступом к примерно 850 миллионам долларов США, исходя из ее публичных заявлений, что, по ее словам, достаточно для финансирования в следующем году. RBC Capital Markets ожидает, что Nikola возьмет всю сумму. Финансовый директор компании Ким Брэди в прошлом месяце предположил, что возможно еще одно привлечение капитала, возможно, в форме дополнительного размещения акций.

Руководство Nikola отказалось от некогда обещанных продуктов, таких как электрический пикап и набор моторных транспортных средств для отдыха. Вместо этого компания сосредоточилась на запуске в производство своих тяжелых электрических грузовиков. Она также сделала небольшие шаги в направлении создания сети заправок для запланированного парка водородных грузовиков.

Полное производство аккумуляторного электромобиля по-прежнему запланировано на конец первого квартала 2022 года, несмотря на отставание в поставках, сообщила компания Bloomberg по электронной почте. Nikola планирует начать производство на собственном предприятии в Кулидже, штат Аризона, и на площадке в Ульме, Германия — в рамках совместного предприятия с подразделением Iveco компании CNH Industrial NV.

Распродажа стратегических инвесторов

Год назад Рассел заявил, что Nikola заручилась обещаниями неназванных стратегических инвесторов сохранить свои пакеты акций в неприкосновенности. Но это было до того, как акции в апреле впервые после слияния SPAC пробили отметку в 10 долларов.

Некоторые ключевые инвесторы продали часть своих пакетов акций, включая крупного поставщика автомобилей Robert Bosch Gmbh и Hanwha Corp., южнокорейский конгломерат энергетических и финансовых услуг.

Милтон также оказывал негативное влияние на акции. С момента предъявления ему обвинения в июле он продал свои акции на сумму более 300 миллионов долларов. Представители бывшего генерального директора не ответили на просьбу прокомментировать продажу акций.

После этого на него подали иск в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, а Министерство юстиции США предъявило обвинения в том, что он якобы сделал ложные заявления. Милтон заявил о своей невиновности и попросил снять с него обвинения. Его бывшая компания заявила, что будет требовать от него возмещения расходов и ущерба в связи с расследованием и другими правительственными проверками.

По данным Bloomberg, основатель компании Nikola остается единственным крупнейшим акционером. Он также владеет акциями через компанию T&M Residual, принадлежащую совместно с нынешним генеральным директором Расселом. Nikola заявила, что Рассел управляет акциями T&M независимо от Nikola.

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как вести бизнес с друзьями, не убивая дружбу

Национальная ассоциация риэлторов сожалеет о дискриминации

Что такое корпоративная культура, если у вас нет офиса?

Растущая армия хакеров помогает Ким Чен Ыну оставаться у власти

Миллениалы набирают обороты, но остаются поколением медленного старта