Paytm падает на дебютном рынке, поскольку крупнейшее IPO в Индии раздражает некоторых инвесторов

Нупур Ананд, Санкалп Пхартиял и Вишвадха Чандер

МЮМБАЙ (Рейтер) — Цифровой платежный стартап Paytm в четверг совершил один из худших дебютов на индийском фондовом рынке, поскольку его акции упали более чем на 27% после крупнейшего в истории Индии IPO.

Дебютный разгром Paytm поднял вопросы о предстоящих первичных публичных размещениях акций (IPO) на до сих пор горячем индийском рынке, в том числе акций ее меньшего конкурента MobiKwik и агрегатора гостиниц OYO, поскольку оценки оказались под пристальным вниманием инвесторов.

Хотя некоторые инвесторы ставили под сомнение отсутствие прибыли у Paytm и ее высокую стоимость предприятия, примерно в 27 раз превышающую валовую прибыль, масштабы падения цены потрясли многих и стерли более 5 миллиардов долларов с оценки Paytm в ходе IPO.

Когда цена резко упала, она остановилась только тогда, когда акции Paytm приблизились к предельным уровням на индийских биржах.

Paytm, поддерживаемая китайской Ant Group и японским SoftBank, быстро выросла после того, как компания Uber включила ее в список быстрых способов оплаты в Индии, а ее популярность резко возросла на фоне правительственной демонетизации в 2016 году.

Основатель и генеральный директор компании Виджай Шекхар Шарма, который плакал от радости на церемонии открытия, позже сказал агентству Reuters, что он не был обеспокоен сходом с дистанции и не сожалеет о листинге в Индии.

«Один день не решает, каким будет наше будущее», — сказал он.

«Это новая бизнес-модель. Чтобы понять ее, требуется много времени», — добавил Шарма в ответ на падение рынка.

Paytm расширила сферу услуг, включая страхование, продажу золота, билетов на фильмы и авиарейсы, банковские вклады и денежные переводы.

Стоимость акций Шармы и ESOP (планы владения акциями сотрудников) была на 600 миллионов долларов ниже и составляла 1,69 миллиарда долларов при цене закрытия Paytm 1 560,8 рупий, согласно расчетам Reuters, использующим данные из проспекта IPO Paytm.

Шарма все же получил прибыль от IPO, продав около 1,87 миллиона акций по цене 2 150 рупий за акцию, выручив 4,02 миллиарда рупий (54 миллиона долларов).

BREAKEVEN

Paytm ожидает, что сможет выйти на безубыточность к концу следующего года или в начале 2023 года, сообщил агентству Reuters в июле источник, знакомый с вопросом, хотя в своем проспекте эмиссии компания заявила, что в обозримом будущем будет нести убытки.

Инвесторы и аналитики в четверг выразили обеспокоенность по поводу оценки убыточной компании в ходе IPO примерно в 18,7 миллиарда долларов.

«Финансовые показатели Paytm не очень впечатляют, а перспективы роста кажутся ограниченными… очевидно, что у компании нет четкого пути к прибыли», — сказала Шифара Самсудин, аналитик LightStream Research, которая публикуется на SmartKarma.

Компания сообщила об убытке в размере 3,82 млрд. рупий ($51,5 млн.) в квартале, закончившемся в июне, что больше, чем убыток в размере 2,84 млрд. рупий за аналогичный период прошлого года.

Шарма сказал, что Paytm может стать прибыльной, когда ей не нужно будет инвестировать «намного больше» для поддержания возможностей роста.

Хотя цена IPO Paytm на сумму 2,5 миллиарда долларов была установлена в верхней части индикативного диапазона, спрос был слабее, чем на другие недавние IPO стартапов, таких как Nykaa и Zomato, которые были переподписаны в несколько раз.

ЗАВЫШЕННЫЕ ОЦЕНКИ

Многие участники рынка расценили падение Paytm как признак того, что местные инвесторы разочаровались в высоких оценках.

«Большинство отечественных институциональных инвесторов, похоже, пропустили IPO», — добавил директор Aequitas Research Сумит Сингх, который публикуется на Smartkarma.

Он сказал, что акции предлагаются по цене 27-кратной стоимости предприятия/валовой прибыли за 2024 финансовый год, что больше, чем 21,3 раза для Zomato Ltd.

Сингх также отметил, что Ant и SoftBank сократили свои доли в IPO. Ant сократила свою долю до 23% с 28%, а Vision Fund компании SoftBank уменьшил свою долю на 2,5 процентных пункта до 16%.

Листинг может положить «конец несносному ценообразованию на рынках IPO», сказал инвестиционный консультант из Мумбаи Сандип Сабхарвал.

Компания по доставке еды Zomato выросла на 66% на июльском дебюте после привлечения $1,2 млрд.

Совсем недавно акции компании FSN E-Commerce Ventures, владеющей платформой для продажи косметики и одежды Nykaa, подскочили на 80% после проведения 10 ноября IPO на сумму 700 млн долларов.

Morgan Stanley, Goldman Sachs, Axis Capital, ICICI Securities, JPMorgan, Citi и HDFC Bank были букраннерами IPO Paytm.

(Репортаж Нупур Ананд в Мумбаи, Санкалп Пхартиял в Нью-Дели и Вишвадха Чандер в Бенгалуру; дополнительные репортажи Скотта Мердока, Чандини Моннаппы, Абхирупа Роя, Савио Шетти и Юана Роча; редактирование Эдвины Гиббс и Александра Смита)