Правда или нет: 91% опросов о биткоине и криптовалютах абсолютно неверны
Когда Тони Ричардс, руководитель отдела платежной политики Резервного банка Австралии (РБА), прочитал результаты недавнего опроса Finder’s Crypto Report о том, что почти каждый пятый австралиец владеет криптовалютой, он не поверил в это ни на секунду.
Однако результаты исследования уже были широко опубликованы по всей стране и неделями пестрили заголовками газет. Они даже попали в итоговый отчет сенатского комитета по Австралии как технологическому и финансовому центру, опубликованный в октябре.
Добро пожаловать в статистически сомнительный мир криптовалютных опросов — легкий способ для компаний получить известность, распространяя результаты опросов, но не обязательно отличный способ оставаться в курсе событий.
В августовском опросе Finder утверждалось, что 17% австралийцев владеют хотя бы одной криптовалютой — 9% владеют биткоином, 8% владеют эфиром и 5% владеют Dogecoin.
Является ли эта цифра правдоподобной?
Ричардс поставил под сомнение эти цифры в своем выступлении перед Австралийской ассоциацией корпоративного казначейства 18 ноября, заявив, что считает их «несколько неправдоподобными».
«Я не могу отделаться от мысли, что онлайн-опросы, на которых они основаны, могут быть нерепрезентативны для населения», — сказал он.
Глава отдела платежной политики Резервного банка Австралии Тони Ричардс сказал, что рост криптовалют в 2021 году «без сомнения, подпитывался влиятельными людьми и твитами знаменитостей».
— CoinzProfit (@CoinzProfit) 19 ноября 2021 г.
Он упомянул о «важных слоях населения», включая пожилых людей, жителей региональных регионов и тех, кто не имеет надежного доступа к Интернету, которые «плохо отражаются в онлайн-опросах».
Его слова перекликаются с аналогичным настроением доктора Читтаранджана Андраде в его отчете за 2020 год для «Индийского журнала психологической медицины», где он утверждает, что выборки онлайн-опросов часто нерепрезентативны, независимо от темы.
Онлайн-опросы заполняют только те люди, которые «достаточно предвзяты, чтобы интересоваться темой; зачем им еще тратить время и силы на ответ?» — пишет он.
Однако руководитель отдела потребительских исследований Finder Грэм Кук защитил методику, сообщив нашему сайту:
«Респонденты отбираются по возрасту, полу и месту проживания, чтобы создать выборку, которая справедливо отражает результаты, которые можно было бы ожидать от полного национального опроса».
«Мы уверены, что это позволяет получить достоверную выборку, которая является репрезентативной для населения», — добавил он.
В 15-страничном отчете, обобщающем результаты опроса, есть всего несколько строк в конце для объяснения методологии. Там говорится: «Finder’s Consumer Sentiment Tracker — это постоянный национальный репрезентативный опрос 1000 австралийцев каждый месяц, в котором с мая 2019 года по июль 2021 года примут участие более 27 400 респондентов».
Опрос проводится компанией Qualtrics, занимающейся системными приложениями и продуктами в области обработки данных (SAP). На сайте Qualtrics отмечается, что «всего за десять недель Finder поднял узнаваемость бренда на 23 процента», но никакой дополнительной информации о методологии опроса не было, и по запросу нашего сайта она не была предоставлена.
Представитель Finder смог подтвердить нашему сайту, что: «Qualtrics собирает респондентов из различных панелей, и их можно стимулировать разными способами. Некоторым выплачивается небольшое вознаграждение за участие, некоторые получают, например, благотворительные пожертвования.»
Различные опросы дают оценки в 2 миллиона человек
Это не значит, что опрос Finder заслуживает особой критики: Кажется, что каждый день проводится новый опрос, и часто их результаты противоречат друг другу.
Возьмем, к примеру, опрос YouGov, проведенный по заказу австралийской криптобиржи Swyftx, который показал, что число австралийцев, владеющих криптовалютами, приближается к 25%. В июльском опросе приняли участие 2 768 взрослых австралийцев, а цифры были взвешены с использованием оценок Австралийского бюро статистики. Этот опрос был признан соответствующим Кодексу Австралийского совета по проведению опросов.
Источник: Swyftx, Annual Australia cryptocurrency survey
Однако оба опроса не могут быть верными. Население Австралии составляет 25,69 млн человек. Это означает, что 17% от населения Австралии у Finder равны примерно 4,37 млн человек. Между тем, 25% Swyftx — это примерно 6,42 миллиона человек.
Разница между этими двумя оценками составляет чуть более двух миллионов человек — это больше, чем все население Южной Австралии.
Эти цифры также не отражаются на местных платформах. Криптовалютная торговая платформа Binance Australia сообщила нашему сайту, что у нее 700 000 пользователей, Easy Crypto Australia заявила, что у нее около 15 000 пользователей, у Swyftx 470 000 пользователей (многие из них из-за рубежа). У BTC Markets более 330 000 австралийских пользователей, а на сайте Independent Reserve заявлено о 200 000 пользователей.
Digital Surge, eToro, Coinspot и Coinmama не предоставили данные о количестве пользователей.
Конечно, не все австралийцы используют местные биржи для торговли криптовалютами, но, с другой стороны, значительная часть пользователей зарегистрирована на нескольких местных биржах. Похоже, что между результатами опроса и учетными записями бирж существует несоответствие в сотни тысяч, если не в миллионы.
В этой связи Джонатон Миллер, австралийский управляющий директор биржи Kraken, заявил, что его платформа получила схожие с Finder цифры в ходе исследования рынка, проведенного YouGov в мае.
Выборка в том исследовании включала 1027 австралийцев в возрасте 18 лет и старше, данные были взвешены по возрасту, полу и региону в соответствии с последними оценками населения ABS.
Исследование показало, что каждый пятый австралиец (19%) владел или владеет криптовалютой, а 14% (2,78 млн) в настоящее время имеют криптопортфель.
Говоря об опросе Finder, Миллер сказал: «Я не думаю, что это будет так уж далеко. Дело в том, что эти опросы, вероятно, репрезентативны».
«Если эти цифры не совсем верны сегодня, они будут верны завтра. Я думаю, это правда, что у каждого пятого австралийца есть криптовалюта».
Конец цитаты.Сколько BTC мне нужно заплатить вам, чтобы вы сказали, что доверяете BTC?
Одна из проблем, которая может повлиять на результаты опросов, связанных с криптовалютами, заключается в том, что респондентам некоторых из этих опросов действительно платят в криптовалюте.
18 ноября опрос Premise Data, в котором приняли участие 11 000 человек из 76 стран, показал, что 41% людей во всем мире доверяют биткоину (BTC) больше, чем местным валютам.
Загвоздка заключалась в том, что отдельный опрос «контрибьюторов» Premise двумя месяцами ранее сообщил, что 23% их контрибьюторов получили вознаграждение в BTC, а с 2016 года компания по сбору данных выплатила более 1 млн долларов в биткоинах через Coinbase участникам опроса в 137 странах мира.
Главный научный сотрудник Мельбурнского института прикладных экономических и социальных исследований Николь Уотсон сказала нашему сайту, что «выплата кому-либо биткоинов за заполнение опроса о криптовалюте приведет к искажению результатов».
«Люди, которые знают, что такое биткоин, и хотят его получить, скорее всего, примут участие в опросе, — сказала она. Короче говоря, они не будут отражать более широкую популяцию».
Наш сайт связался с компанией Premise по поводу методики проведения опроса, но ответа не получил.Что делает опрос заслуживающим доверия?
По мнению Уотсона, опросы, проводимые только в Интернете, не являются репрезентативными для широких слоев населения.
«Набор выборки в Интернете, скорее всего, приведет к смещению выборки в сторону людей, которые проводят больше времени в Интернете, посещают определенные веб-сайты или используют определенные приложения, в зависимости от того, где размещено приглашение к участию и кто может его увидеть».
Она объяснила, что на участие человека в опросе может повлиять то, кто его проводит, о чем идет речь, сколько времени это займет и какие (если есть) стимулы предлагаются — все это может исказить результаты.
«Для такой новой технологии, как криптовалюта, можно увидеть, как многие из этих факторов могут привести к необъективному результату».
Для исследований, проведенных в Австралии, хороший способ определить, заслуживают ли результаты доверия, — проверить, был ли им присвоен «Знак качества Австралийского совета по опросам». В Великобритании вы можете проверить, является ли компания, проводящая опрос, членом Британского совета по опросам (BPC), а в США — Национального совета по общественным опросам.
Австралийский совет по опросам утверждает, что любое исследование или опрос, имеющий вес, должен включать «длинное методическое заявление», включающее дополнительную информацию, такую как методы взвешивания, эффективный размер выборки и предел погрешности.