Предложение Unilever о покупке GSK подразделения потребительского здоровья вызывает сомнения и вопросы относительно стратегии

Сиддхарт Кавале

(Рейтер) — Unilever стоит перед дилеммой после того, как ее предложение о покупке активов GlaxoSmithKline в области здравоохранения за 50 млрд фунтов стерлингов ($68 млрд) было отклонено — следует ли ей повысить предложение и рискнуть переплатой или искать другой путь для расширения в области здравоохранения?

Предложение о покупке активов GSK, включая зубную пасту Sensodyne и болеутоляющие средства Advil, поступило в тот момент, когда компания Unilever столкнулась с резкой инфляцией и вялым ростом на развивающихся рынках, где она получает 60% своих доходов.

Генеральный директор Алан Джоуп, занимающий эту должность с 2019 года, также сталкивается с давлением со стороны акционеров в связи с падением курса акций, который упал на 8% в понедельник после того, как стало известно о предложении компании.

Аналитики считают, что приобретение активов GSK в сфере здравоохранения по цене более 50 миллиардов фунтов стерлингов наличными и акциями почти утроит леверидж Unilever до 5,6 раз в первый год с 2 раз по отношению чистого долга к EBITDA в настоящее время.

«Леверидж, подразумеваемый такой сделкой, снизит вероятность того, что они развернут свой основной бизнес», — сказал аналитик Bernstein Бруно Монтейн, указав на дополнительную нагрузку на баланс Unilever и ограниченную способность инвестировать в бренды.

ЕДА НА ВЫНОС?

В понедельник компания Unilever также объявила о планах сосредоточиться на товарах для здоровья, красоты и гигиены после тщательного анализа своей деятельности.

По мнению по крайней мере трех брокерских компаний, это указывает на возможность выделения или продажи бизнеса по производству продуктов питания. Однако, по их словам, отказ от бизнеса, генерирующего денежные средства, может быть вреден в настоящее время, и Unilever будет трудно продать весь бизнес одному покупателю.

Аналитики HSBC заявили, что шаг GSK усилил неопределенность в отношении того, куда движется Unilever.

«Подход Unilever, вероятно, вызовет ряд вопросов о том, что он может делать дальше как с точки зрения слияний и поглощений, так и с точки зрения структуры собственного бизнеса», — сказал в своей записке аналитик HSBC Джереми Фиалко.

ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ

Аналитики выразили обеспокоенность по поводу опыта Unilever в области приобретений, особо отметив покупку Dollar Shave Club за 1 миллиард в 2016 году, которая, по их мнению, не оказала существенного влияния на состояние компании.

HSBC указал на последнее крупное приобретение компании — Bestfoods за 25 миллиардов долларов в 2000 году — которое нагрузило ее медленно растущими продуктовыми брендами среднего ценового диапазона, которые Unilever сократила путем продажи бизнеса по производству чая и спредов.

«Неровный исторический послужной список крупных сделок в этом секторе — и действительно, последнее действительно крупное приобретение Unilever, Bestfoods — также, вероятно, будет в центре внимания инвесторов», — сказал HSBC.

Монтейн из Bernstein считает, что крупные сделки с потребительскими товарами не окупаются, так как «невозможно» добиться очень высоких темпов роста таких крупных предприятий, указывая на сделку Reckitt Beckiser с Mead Johnson и приобретение Whitewave foods компанией Danone.

ВЛИЯНИЕ МАРГИНА

Аналитики также заявили, что сделка с GSK может значительно подорвать стабильную операционную рентабельность Unilever на уровне 18-19%, что является большой привлекательностью для долгосрочных инвесторов, заявив, что она предлагает только средне-однозначную прибыль на инвестиции, если учесть экономию затрат и синергию доходов.

Аналитик Berenberg Джеймс Таргетт сказал, что сомневается в том, что сделка обеспечит Unilever тот органический рост, который он ищет, указав на то, что средний рост бизнеса GSK по производству товаров для здоровья потребителей составляет 1% за последние 20 кварталов по сравнению с 3% у Unilever.

НЕИЗВЕДАННЫЕ ВОДЫ

Хотя потребительские активы GSK усилят присутствие Unilever в категории средств по уходу за полостью рта, витаминов и добавок, они также пополнят список безрецептурных препаратов, таких как Panadol и Advil.

По мнению RBC Capital Markets, большой портфель продуктов GSK с клиническими/медицинскими характеристиками и, соответственно, регуляторные препятствия могут ограничить возможности Unilever по выводу приобретенных брендов на новые рынки, как это происходит с потребительскими брендами.

«Мы не можем представить себе много вещей, которые могли бы нервировать нас больше.

о компании Unilever, чем приобретение компании GSK в сфере здравоохранения», — написал Джеймс Таргетт из RBC.

«Мы не видим достаточных оснований для такой сделки в стратегическом, операционном или финансовом плане».

($1 = 0,7331 фунта)

(Репортаж Сиддхарта Кавале в Бенгалуру; редактирование Кита Вейра и Джейн Мерриман)