Прибыль Tesla за 3 квартал превысила прогнозы после того, как поставки достигли рекордного уровня

Прибыль компании Tesla (TSLA) за третий квартал превзошла ожидания: рекордные поставки способствовали росту результатов производителя электромобилей, даже несмотря на проблемы с цепочкой поставок, которые в целом повлияли на автомобильную промышленность. Однако квартальная выручка оказалась ниже консенсус-прогноза, и акции компании немного упали на внебиржевых торгах.

Вот основные показатели из отчета Tesla в сравнении с консенсус-оценками, составленными Bloomberg:

Выручка: $13,76 млрд против ожидаемых $13,91 млрд, $8,77 млрд г/г

Скорректированная прибыль на акцию: $1,86 против ожидаемых $1,67, 76 центов г/г

Ранее в этом месяце компания Tesla объявила о том, что за три месяца, закончившихся в сентябре, она передала 241 300 своих электромобилей по всему миру, что стало новым рекордным показателем квартальных поставок. Таким образом, объем поставок за год составил около 627 500 единиц, что уже значительно превышает показатель почти в 500 000 единиц, достигнутый Tesla за весь 2020 год. Поставки являются одним из наиболее пристально отслеживаемых показателей компании Tesla как сигнал спроса на электромобили. В среду Tesla также подтвердила свой предыдущий прогноз по достижению 50% среднегодового роста поставок автомобилей в течение нескольких лет.

В третьем квартале поставки вновь были обеспечены более доступными по цене автомобилями Model 3 и Model Y, которые объединены в структуре отчетности Tesla. Вместе эти модели составили более 232 000 единиц от общего объема квартальных поставок. В среду компания Tesla заявила, что средняя цена продажи (ASP) автомобилей снизилась на 6% по сравнению с прошлым годом «из-за продолжающегося смещения ассортимента в сторону более дешевых автомобилей».

Тем не менее, Tesla увеличила свою операционную маржу до 14,6% в третьем квартале по сравнению с 11,0% во втором квартале и 9,2% в аналогичном периоде прошлого года.

«Наша операционная маржа достигла исторического максимума, поскольку мы продолжаем сокращать расходы более высокими темпами, чем снижение ASP», — говорится в письме Tesla для акционеров.

Валовая рентабельность автомобильной промышленности, полученная от основного бизнеса Tesla — продажи электромобилей, также увеличилась и достигла 28,8% в третьем квартале по сравнению с 25,8% во втором. В этом показателе не учитывается положительное влияние от продаж регулятивных кредитов, предоставляемых производителем электромобилей другим автопроизводителям. В третьем квартале на эти высокомаржинальные продажи регуляторных кредитов пришлось $279 млн, по сравнению с $397 млн за аналогичный период прошлого года.

Между тем, в третьем квартале Tesla также отразила обесценение, связанное с биткоинами, в размере 51 млн. долларов США от балансовых запасов криптовалюты, что оказало негативное влияние на прибыль. Это стало для Tesla вторым квартальным списанием обесценения, связанного с биткоинами. В первом квартале 2021 года биткоин-холдинги Tesla принесли положительный эффект в размере 101 млн долларов США за вычетом обесценения.

Поставки автомобилей Tesla в третьем квартале, которые превысили квартальные оценки Уолл-стрит и выросли более чем на 70% по сравнению с прошлым годом, резко контрастировали с неутешительными результатами продаж ряда старых автопроизводителей. General Motors (GM) заявила, что в третьем квартале поставила 446 997 автомобилей, что на 32,8% меньше, чем в прошлом году, поскольку нехватка микросхем привела к недельным перебоям в производстве. Продажи американской Honda упали на 10,9% по сравнению с прошлым годом, что оказалось хуже, чем ожидаемое аналитиками Уолл-стрит падение на 6,7%, основанное на данных Bloomberg.

Однако Tesla также столкнулась с нарушениями в цепи поставок из-за глобального дефицита полупроводников, и поставки автомобилей в третьем квартале опережали производство.

«Различные проблемы, включая нехватку полупроводников, перегруженность портов и отключения электричества, влияют на нашу способность поддерживать полную скорость работы заводов», — говорится в письме Tesla для акционеров в среду. «Мы считаем, что наша цепочка поставок, инженерные и производственные команды справляются с этими глобальными проблемами с изобретательностью, ловкостью и гибкостью, не имеющими аналогов в автомобильной промышленности».

Во время ежегодного собрания компании в начале этого месяца генеральный директор Tesla Элон Маск также подчеркнул, что проблемы с поставками возникают сразу по нескольким направлениям.

«В этом году была постоянная борьба с поставками запчастей… Мы просто ограничены многочисленными дефицитами в цепочках поставок, как и во многих других цепочках поставок, не только чипов», — сказал Маск. «Мы должны преодолеть острую нехватку цепочек поставок в 23 году». Я оптимистично настроен, что так и будет».

Логотип производителя автомобилей Tesla виден на дилерском центре в Лондоне, Великобритания, 14 мая 2021 года. REUTERS/Matthew Childs

Маск также добавил в то время, что он ожидает, что новый кибергрузовик Tesla начнет производство к концу следующего года, а в 2023 году выйдет на серийное производство, и что он «надеется», что Semi и Roadster начнут производство в том же году.

В письме Tesla для акционеров, опубликованном в среду, компания добавила, что «добивается прогресса в индустриализации Cybertruck, который в настоящее время планируется к производству в Остине после Model Y». Tesla подтвердила свой предыдущий план по началу производства Model Y на Gigafactories в Берлине и Остине до конца года. Оба завода в настоящее время все еще завершают строительство.

«В будущем перерезание красной ленточки в Остине и Берлине в ближайшие месяцы будет иметь ключевое значение для увеличения предложения Tesla, поскольку спрос в настоящее время опережает предложение Tesla примерно на 30 тысяч автомобилей, что говорит о времени ожидания автомобилей (Model Y) до весны следующего года в США и Европе», — написал аналитик Wedbush Дэн Айвз в записке в начале этой недели.

Мы считаем, что только за сентябрь Tesla поставила около 150 тысяч автомобилей, и это явный показатель того, что «зеленая приливная волна» охватила Маска и Ко по всему миру», — добавил он. «Мы считаем, что в этом квартале спрос в Китае возродился, и это явный показатель того, что спрос на электромобили растет во всем мире, а Китай занимает лидирующие позиции».