Причуда «купи сейчас, заплати потом» может иметь и положительные стороны — при правильном использовании и регулировании
Автор — бывший председатель FDIC и бывший помощник секретаря Казначейства США по финансовым институтам.
Должны ли государственные регулирующие органы пресекать финансовые продукты, прибыльность которых зависит от нашей склонности к импульсивным действиям? Что если целевой рынок состоит из молодых, менее искушенных в финансовых вопросах заемщиков, более склонных действовать сейчас, а думать потом?
Именно такой вопрос ставит перед нами последняя и не самая лучшая причуда в сфере потребительского кредитования под названием «купи сейчас, заплати потом» (или BNPL). Новейшее предложение финтех-индустрии, BNPL позволило миллионам представителей поколения Z и миллениалов взять на себя самый глупый вид долга — тот, который не имеет никакой выгоды, кроме немедленного удовлетворения зуда расходов.
Но при усилении регулирования — в сочетании с рыночной дисциплиной и просвещением потребителей — они могут превратиться в нечто полезное: более простую, чистую и дешевую альтернативу кредитным картам.
BNPL — это разновидность планов рассрочки прошлых лет, когда розничные торговцы позволяли покупателям распределять платежи на определенный период времени для покупки крупных бытовых товаров (например, плит и холодильников). Но если в тех случаях речь шла о продуманных покупках товаров, необходимых семье, то основной продукт BNPL ориентирован на мелкие покупки легкомысленных желаний.
Это не значит, что у BNPL нет положительных качеств при правильном использовании. Молодых людей привлекает простота этой программы (часто — четыре равных платежа, распределенных на шесть недель). Характер их обязательств прозрачен и понятен, в отличие от высоких процентов и утомительного мелкого шрифта, которым сопровождаются кредитные карты. И если они платят в соответствии с условиями, проценты, как правило, не начисляются — хотя поставщики услуг BNPL охотно предоставляют более длительные периоды платежей, которые влекут за собой финансовые расходы.
К сожалению, растущий объем исследований показывает, что значительная часть пользователей не использует BNPL с умом. Поскольку принятие решения происходит в момент продажи, пользователи не всегда уделяют время размышлениям о том, могут ли они позволить себе обязательства по погашению кредита, которые они берут на себя. А поставщики услуг BNPL прилагают мало усилий, если вообще прилагают, чтобы определить, могут ли пользователи позволить себе покупку (кроме мягкой проверки кредитоспособности).
Кроме того, многие пользователи BNPL теряют представление о сроках оплаты, которые обычно наступают через две недели после даты покупки. Таким образом, многие из них в конечном итоге пропускают платежи или получают штрафы за неуплату и просрочку. Существует дополнительный риск того, что функция автоматических платежей BNPL вызовет овердрафт, что также увеличит банковские сборы.
Что еще хуже, некоторые в итоге используют процентные кредиты или кредитные карты, чтобы выполнить свои обязательства по BNPL.
В Австралии, где рынок BNPL является зрелым и широко распространенным, исследование регулятора показало, что 15% пользователей были вынуждены взять еще один кредит для осуществления платежей по BNPL, а каждому пятому пришлось для этого сократить расходы на предметы первой необходимости. В Великобритании, где BNPL также широко распространены, один крупный банк недавно сообщил, что 10% его клиентов, совершающих платежи BNPL, овердрафтовали свои расчетные счета в том же месяце.
Будучи матерью двух двадцатилетних подростков — целевой группы для провайдеров BNPL — я решила провести тест-драйв одного из самых быстрорастущих: Klarna, шведская компания, недавно оцененная в более чем 45 миллиардов долларов. Мой скептицизм усилился, когда я увидела, что рекомендуемый возраст для приложения Klarna — от 4 лет! Я загрузил приложение, подключился к Amazon, чтобы купить постельное белье за 100 долларов, и мне предложили два варианта: заплатить беспроцентно четырьмя равными частями в течение шести недель или распределить покупку на шесть месяцев, заплатив проценты. Желая посмотреть, какую информацию о процентных ставках предоставляет Klarna, я выбрал последний вариант. После проверки моей кредитной истории приложение предложило шестимесячный план без процентов и штрафов за просрочку (хотя по некоторым планам Klarna взимает штрафы за просрочку). Мне показалось, что разобраться в Klarna проще, чем в кредитной карте. В приложении четко указаны процентная ставка и комиссии, а беспроцентные деньги являются приятной особенностью.
С другой стороны, я уже регулярно получаю несколько недель беспроцентных денег на свою кредитную карту, как и все, кто ежемесячно полностью погашает свой баланс. И у меня нет права на возврат денег с Klarna, как и с моей кредитной картой.