Причуда «купи сейчас, заплати потом» может иметь и положительные стороны — при правильном использовании и регулировании

Автор — бывший председатель FDIC и бывший помощник секретаря Казначейства США по финансовым институтам.

Должны ли государственные регулирующие органы пресекать финансовые продукты, прибыльность которых зависит от нашей склонности к импульсивным действиям? Что если целевой рынок состоит из молодых, менее искушенных в финансовых вопросах заемщиков, более склонных действовать сейчас, а думать потом?

Именно такой вопрос ставит перед нами последняя и не самая лучшая причуда в сфере потребительского кредитования под названием «купи сейчас, заплати потом» (или BNPL). Новейшее предложение финтех-индустрии, BNPL позволило миллионам представителей поколения Z и миллениалов взять на себя самый глупый вид долга — тот, который не имеет никакой выгоды, кроме немедленного удовлетворения зуда расходов.

Но при усилении регулирования — в сочетании с рыночной дисциплиной и просвещением потребителей — они могут превратиться в нечто полезное: более простую, чистую и дешевую альтернативу кредитным картам.

BNPL — это разновидность планов рассрочки прошлых лет, когда розничные торговцы позволяли покупателям распределять платежи на определенный период времени для покупки крупных бытовых товаров (например, плит и холодильников). Но если в тех случаях речь шла о продуманных покупках товаров, необходимых семье, то основной продукт BNPL ориентирован на мелкие покупки легкомысленных желаний.

Это не значит, что у BNPL нет положительных качеств при правильном использовании. Молодых людей привлекает простота этой программы (часто — четыре равных платежа, распределенных на шесть недель). Характер их обязательств прозрачен и понятен, в отличие от высоких процентов и утомительного мелкого шрифта, которым сопровождаются кредитные карты. И если они платят в соответствии с условиями, проценты, как правило, не начисляются — хотя поставщики услуг BNPL охотно предоставляют более длительные периоды платежей, которые влекут за собой финансовые расходы.

К сожалению, растущий объем исследований показывает, что значительная часть пользователей не использует BNPL с умом. Поскольку принятие решения происходит в момент продажи, пользователи не всегда уделяют время размышлениям о том, могут ли они позволить себе обязательства по погашению кредита, которые они берут на себя. А поставщики услуг BNPL прилагают мало усилий, если вообще прилагают, чтобы определить, могут ли пользователи позволить себе покупку (кроме мягкой проверки кредитоспособности).

Кроме того, многие пользователи BNPL теряют представление о сроках оплаты, которые обычно наступают через две недели после даты покупки. Таким образом, многие из них в конечном итоге пропускают платежи или получают штрафы за неуплату и просрочку. Существует дополнительный риск того, что функция автоматических платежей BNPL вызовет овердрафт, что также увеличит банковские сборы.

Что еще хуже, некоторые в итоге используют процентные кредиты или кредитные карты, чтобы выполнить свои обязательства по BNPL.

В Австралии, где рынок BNPL является зрелым и широко распространенным, исследование регулятора показало, что 15% пользователей были вынуждены взять еще один кредит для осуществления платежей по BNPL, а каждому пятому пришлось для этого сократить расходы на предметы первой необходимости. В Великобритании, где BNPL также широко распространены, один крупный банк недавно сообщил, что 10% его клиентов, совершающих платежи BNPL, овердрафтовали свои расчетные счета в том же месяце.

Будучи матерью двух двадцатилетних подростков — целевой группы для провайдеров BNPL — я решила провести тест-драйв одного из самых быстрорастущих: Klarna, шведская компания, недавно оцененная в более чем 45 миллиардов долларов. Мой скептицизм усилился, когда я увидела, что рекомендуемый возраст для приложения Klarna — от 4 лет! Я загрузил приложение, подключился к Amazon, чтобы купить постельное белье за 100 долларов, и мне предложили два варианта: заплатить беспроцентно четырьмя равными частями в течение шести недель или распределить покупку на шесть месяцев, заплатив проценты. Желая посмотреть, какую информацию о процентных ставках предоставляет Klarna, я выбрал последний вариант. После проверки моей кредитной истории приложение предложило шестимесячный план без процентов и штрафов за просрочку (хотя по некоторым планам Klarna взимает штрафы за просрочку). Мне показалось, что разобраться в Klarna проще, чем в кредитной карте. В приложении четко указаны процентная ставка и комиссии, а беспроцентные деньги являются приятной особенностью.

С другой стороны, я уже регулярно получаю несколько недель беспроцентных денег на свою кредитную карту, как и все, кто ежемесячно полностью погашает свой баланс. И у меня нет права на возврат денег с Klarna, как и с моей кредитной картой.

Логотип Klarna виден на смартфоне перед изображенным логотипом Pricerunner на этой иллюстрации, сделанной 2 ноября 2021 года. REUTERS/Dado Ruvic/Illustration

Тем не менее, молодые люди, как известно, имеют остатки на картах и задерживают платежи. Поэтому, если BNPL может предоставить лучшую альтернативу кредитным картам для этой категории населения, я только за. Исследования показывают, что BNPL сокращает использование кредитных карт.

К сожалению, это может оказать еще большее влияние на использование дебетовых карт, предполагая, что многие пользователи теперь финансируют потребительские покупки, которые раньше оплачивали полностью. Кроме того, они покупают больше — намного больше. Причина, по которой провайдеры BNPL могут предоставлять беспроцентные кредиты, заключается в том, что розничные торговцы дорого платят им за транзакции BNPL. Розничные торговцы делают это потому, что BNPL повышает продажи. Некоторые провайдеры BNPL хвастаются, что эта инновация увеличивает продажи на 20-40%. Если это так, то ритейлеры получают выгоду — за счет финансов пользователей. Многие из них перегружены: согласно недавнему исследованию Credit Karma, треть пользователей BNPL просрочили один или несколько платежей.

Вместо того, чтобы заменить долг по кредитным картам, я опасаюсь, что BNPL создает новое бремя для денежных потоков молодых семей — тех, которые уже испытывают трудности из-за высокого уровня студенческого долга, долга по кредитным картам, растущих расходов на жилье и питание (не говоря уже обо всех развлекательных подписных сервисах, которые они любят). Это финансово неустойчивое население, состоящее из домохозяйств, которые еще не накопили богатство и не имеют стабильного заработка. Многие из них также не обладают достаточным финансовым пониманием и дисциплиной, чтобы противостоять настойчивому маркетингу поставщиков услуг BNPL. Мое приложение Klarna почти ежедневно присылает мне электронные письма с фотографиями улыбающихся молодых покупателей, которые рекламируют последние предложения своих ритейлеров.

Должны ли регулирующие органы принять меры? Великобритания, Австралия и Калифорния начали ужесточать регулирование. Демократы Палаты представителей и группы потребителей настаивают на том, чтобы Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) начало действовать. У CFPB появился новый сильный руководитель Рохит Чопра, который в свое время выступал в защиту прав потребителей как яростный защитник студентов колледжей от недобросовестной практики кредитования. Как минимум, CFPB должен убедиться, что поставщики услуг BNPL не используют какие-либо пробелы в регулировании. Даже если сделки являются «беспроцентными», они все равно являются долговыми обязательствами, и на них должны распространяться аналогичные меры защиты, применяемые к необеспеченным потребительским кредитам. Аналогичным образом, поставщики BNPL должны прилагать больше усилий для оценки способности пользователя погасить долг. Кроме того, пользователи должны иметь четкие права в отношении отмены и возврата платежей.

Но регулирование на уровне «няньки-государства», фактически убивающее этот продукт, было бы неразумным. Кредитные карты слишком сложны и дорогостоящи. При правильном регулировании BNPL может превратиться в более чистую альтернативу. Сам рынок уже стимулирует провайдеров BNPL быть более осторожными в свободном кредитовании потребителей. В третьем квартале кредитные потери Klarna удвоились.

Помогло бы и лучшее финансовое образование. К сожалению, в США мы плохо справляемся с этой задачей. Именно поэтому я пишу для детей и их родителей книжки с картинками об основах денег, чтобы помочь им понять, как вести себя в финансовой сфере, что будет стоить им денег и препятствовать их способности построить богатство.

По совпадению, одна из моих последних работ, «Билли — заемный синеногий олух», рассказывает о схеме BNPL на Галапагосских островах. Хитрый тюлень убеждает синелапого балбеса профинансировать покупку зонтика, а затем поощряет его продолжать покупать легкомысленные вещи, по мере того как его долг становится все больше и больше. Дети смеются над глупым олухом, но они также усваивают важный урок о том, как опасно брать в долг больше, чем можешь себе позволить, обогащая при этом недобросовестных кредиторов. Раннее финансовое образование может помочь детям начать учиться вести себя как разумные взрослые, когда речь идет о денежных вопросах. Ведь когда они вырастут, им придется столкнуться с множеством хитрых котиков, которые хотят, чтобы они вели себя как несдержанные дети.