Проекты Web3 направлены на создание взаимодействия между болельщиками и спортивными лигами

Многомиллиардная спортивная индустрия переживает цифровую трансформацию, и элементы Web3, вероятно, будут играть в ней важную роль. Это понятие было подчеркнуто в отчете Deloitte «Перспективы развития спортивной индустрии на 2022 год», в котором прогнозируется ускорение процесса смешения реального и цифрового миров, а также растущие рынки неиграбельных токенов (NFTs) и иммерсивных технологий. 

Согласно отчету, такие достижения могут привести к значительному росту вовлеченности болельщиков. Это важный момент, который следует учитывать, поскольку вовлечение болельщиков уже давно служит основой для обеспечения доходов спонсоров, продаж билетов и атрибутики, а также общей популярности спортивной лиги.

Однако по мере развития технологий спортивные болельщики проявляют интерес к формированию более глубоких отношений со спортивными лигами. Например, в отчете «Stats Perform 2021 Fan Engagement» отмечается, что спортивные болельщики теперь не только сосредоточены на просмотре спортивных соревнований, но и стремятся «жить» впечатлениями благодаря технологическим достижениям.

Прямые отношения со спортивными лигами

Эяль Донат Зафир, инвестор и руководитель криптовалютного направления в Liberty Global Ventures, сказал Cointelegraph, что Web3, скорее всего, изменит ход игры, когда дело дойдет до создания лучшего вовлечения болельщиков для спортивных лиг:

«Web3 — это интернет с истинным правом собственности, поскольку он предоставляет встроенный слой, позволяющий легко хранить и передавать ценности. Для спортивных лиг и их болельщиков Web3 может стать переломным моментом в построении прямых отношений, выравнивании стимулов и создании условий для истинного владения и влияния.»

Зафир добавил, что проекты Web3, использующие модели децентрализованных автономных организаций (DAO), НФТ и криптовалюты, могут продемонстрировать, как владельцы спортивной собственности могут использовать технологии для распределения доходов, открытого лицензирования интеллектуальной собственности или учета голосов болельщиков.

Хотя эти концепции еще только зарождаются, несколько спортивных лиг уже начали изучать такие модели. Например, Karate Combat — спортивная лига полноконтактных боевых искусств — недавно объявила о создании DAO, чтобы передать управление своей организацией болельщикам и спортсменам.

Роб Брайан, основатель Karate Combat, рассказал Cointelegraph, что летом 2022 года вся лига — включая контракты бойцов, авторские права, контент, интеллектуальную собственность и многое другое — была продана фонду, который служит юридической оберткой для DAO.

В свою очередь, Брайан объяснил, что в Karate Combat больше нет акционеров, а спортивная лига боевых искусств будет управляться и контролироваться фанатами, владеющими токенами лиги.

Недавно: Пользователи должны перейти под движок в Web3 — генеральный директор HashEx

«Держатели токенов будут иметь наибольший контроль над направлением развития лиги», — сказал он. Брайан уточнил, что инфраструктура DAO в конечном итоге позволит держателям токенов делать такие вещи, как голосовать за поставщиков DAO, которые управляют функциями лиги, устанавливать стимулы для токенов и решать — в рамках ограничений, установленных поставщиком DAO Fight Operations — кто против кого должен сражаться.

Изображение с поединка по карате. Источник: Karate Combat

Адам Ковач, президент лиги Karate Combat, рассказал Cointelegraph, что такая модель выходит за рамки популярных элементов Web3, таких как НФТ для спортивных лиг. Он сказал:

«Web3 должен встречать фанатов там, где они находятся, и только потом использовать стимулирование. Мы не думаем, что болельщики хотят выбирать цвета джерси. Они хотят поддерживать своих любимых спортсменов, делать прогнозы на то, кто победит, назначать матчи и, возможно, получить работу в своей любимой спортивной лиге».

Вторя Ковачу, «Коммодор», псевдонимный соучредитель Krause House — глобального сообщества баскетбольных фанатов, которые хотят управлять Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА) как DAO — считает, что спортивные фанаты должны иметь возможность голосовать по определенным вопросам, чтобы чувствовать себя причастными к спортивной лиге.

На сегодняшний день Коммодор объяснил, что фанаты НБА не вовлечены на том уровне, на котором они должны быть. «Интересно подумать о том, что каждой команде НБА действительно не хватает прямых отношений со своими болельщиками, поскольку они делают такие вещи, как запрет на рассылку абонементов владельцам абонементов по электронной почте. Twitter, YouTube, TikTok, Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Bleacher Report, ESPN и многое другое — все они находятся непосредственно между болельщиком и командой», — отметил он.

Чтобы изменить ситуацию, Коммодор сказал, что Krause House предлагает модель членства на основе NFT, которая по сути служит билетом в сообщество. Затем члены сообщества могут использовать токен управления, не имеющий финансовой ценности, для принятия решений относительно мероприятий и стратегии своей организации.

По словам Коммодора, этот процесс является внутренним, однако он отметил, что Krause House стремится принести эту модель в НБА. «Мы ведем переговоры с командами НБА с точки зрения владения. Это означает, что мы пытаемся приобрести команду, а затем команда может сотрудничать с нами в вопросах привлечения болельщиков».

Флекс Чапман, соучредитель Krause House, добавил, что в течение долгого времени болельщики служили основой спортивных лиг. Однако он считает, что элементы Web3 в конечном итоге позволят болельщикам иметь больше права голоса и доступа. «Эта модель позволяет болельщикам принимать решения с низким риском, чтобы они могли чувствовать себя более связанными с командами НБА, оказывая при этом большее влияние. Это путь к созданию нового опыта для болельщиков, которого мы еще не видели», — заметил он.

В то время как модели DAO начинают вызывать интерес у некоторых спортивных лиг, геймифицированный опыт в среде Metaverse также набирает обороты. Дирк Луэт, соучредитель и главный исполнительный директор Upland — метавселенной, сопоставленной с реальным миром, — рассказал Cointelegraph, что спортивная индустрия ищет способы лучше взаимодействовать со своей молодой аудиторией и международной базой болельщиков. Поэтому он считает, что эксперименты с проектами Web3 для геймификации традиционного опыта болельщиков — это первый шаг, который делают спортивные команды и лиги:

.

«Поскольку все большая часть нашей личности представлена виртуально, то и наш фэндом тоже. Если большая часть нашего самовыражения происходит на онлайн-платформах и в виртуальных мирах, то вполне естественно, что наши спортивные команды встречаются с нами там».

Совсем недавно Upland сотрудничала с FIFA — международным руководящим органом футбольной ассоциации — чтобы позволить болельщикам участвовать в геймифицированном опыте в Metaverse. Хотя такая модель не позволяет болельщикам голосовать за определенные решения, Луэт объяснил, что подход Metaverse позволяет спортивным болельщикам повысить уровень владения активами в реалистичной визуальной среде.

«Оцифровка и геймификация подобной концепции усиливает этот опыт. Точно так же, как фанаты с гордостью носят цвета своей команды, на платформах Web3, таких как Upland, они могут «носить» свой фэндом в качестве исследователя блоков (игровой аватар) или украшать и настраивать свои дома в метаверсе», — сказал он.

Изображения из партнерства Upland с FIFA. Источник: Upland

Действительно, такая концепция может стать ключевой для спортивных лиг в будущем. Основываясь на успехе сотрудничества Upland с FIFA, Луэт сказал, что Upland сотрудничает с Аргентинской футбольной ассоциацией для создания вовлечения болельщиков в рамках своей метаверсивной платформы.

«Многие клубы и лиги обратились к нам после успешного сотрудничества с Чемпионатом мира по футболу FIFA в Катаре 2022. Возникает много вопросов о том, как экспериментировать с этими моделями, поскольку все это инновационно. Что легко находит отклик, так это не попытки заменить опыт, а поиск того, что можно улучшить с помощью истинного владения активами и визуального слоя, такого как метаверсия», — сказал он.

Будут ли спортивные лиги быстро перенимать модели Web3?

Хотя несколько спортивных лиг уже начали экспериментировать с моделями Web3, ряд проблем может помешать их внедрению. Например, для того, чтобы эти концепции прижились, очень важно создать простую в использовании платформу для основной массы пользователей.

По мнению Зафира, внедрение в основное русло произойдет только при наличии реальной пользы, а также при абстрагировании криптовалютных сложностей от конечных пользователей. «Я считаю, что для принятия необходимо две вещи. Во-первых, Web3 должен быть действительно прост в использовании. Во-вторых, нам нужно создать отличные сценарии использования». Зафир добавил, что в настоящее время у Web3 ограниченное число пользователей, использующих такие вещи, как криптокошельки. Учитывая это, модель DAO может оказаться сложной для пользователей Web2, особенно для тех, кто не знаком с такими понятиями, как хранение токенов в цифровых кошельках.

Чтобы представить это в перспективе, Брайан объяснил, что фанаты Karate Combat со временем получат токены, которые можно будет хранить в сторонних кошельках или в кошельке Karate Combat, встроенном в мобильное приложение лиги. «Болельщики смогут голосовать там. Пользовательский опыт будет очень простым в приложении», — сказал он. Брайан также отметил, что токены предположительно будут котироваться на криптовалютных биржах.

Такая модель может также создать дополнительные риски, помимо доступности. Маргарет Розенфельд, главный исполнительный директор Zukunft — консультационной фирмы по бизнес-моделям технологий Web3 — сказала Cointelegraph, что прежде чем спортивные лиги решат использовать какие-либо токены блокчейн в рамках новой модели привлечения болельщиков, они должны провести тщательный анализ законов о ценных бумагах, играх, товарах и платежах в различных юрисдикциях, в которых они работают.

«Любой тип токенов, которые «зарабатываются» или используются в качестве «вознаграждения», может легко перейти черту и попасть под пристальное внимание регулятора, если не будет должным образом структурирован», — сказала она.

Последние новости: «Крестный отец криптовалют» хочет создать CBDC, ориентированную на приватность: вот как это сделать

Что касается модели DAO, Розенфельд сказала, что следует также тщательно рассмотреть вопрос о токене управления, позволяющем фанатам голосовать. Она отметила, что иск Ooki DAO, поданный Комиссией по фьючерсной торговле сырьевыми товарами (CFTC), должен послужить примером для будущих DAO.

«CFTC утверждает, что Ooki DAO является некорпорированной ассоциацией, и все, кто голосовал в рамках модели управления, должны нести индивидуальную ответственность за предполагаемую незаконную деятельность DAO». Учитывая это, Розенфельд считает, что традиционные отрасли, такие как спорт, возможно, захотят отказаться от ДАО в своих моделях участия в Web3, если CFTC одержит верх в своем споре против Ooki.