Государственно-частное партнерство

Что такое Государственно-частное партнерство?

Государственно-частные партнерства предполагают сотрудничество между государственным учреждением и компанией частного сектора, которое может использоваться для финансирования, строительства и управления проектами, такими как сети общественного транспорта, парки и конференц-центры. Финансирование проекта через государственно-частное партнерство может позволить завершить проект раньше или вообще сделать его возможным. Государственно-частные партнерства часто включают уступки по налогам или другим операционным доходам, защиту от ответственности или частичное владение номинально государственными услугами и имуществом частному сектору, коммерческим организациям.

Ключевые моменты

  • Государственно-частное партнерство позволяет выполнять крупномасштабные государственные проекты, такие как строительство дорог, мостов или больниц, за счет частного финансирования.
  • Эти партнерские отношения работают хорошо, когда технологии и инновации частного сектора сочетаются со стимулами государственного сектора для выполнения работ вовремя и в рамках бюджета.
  • Риски для частного предприятия включают перерасход средств, технические дефекты и неспособность соответствовать стандартам качества, в то время как для государственных партнеров согласованная плата за использование может не поддерживаться спросом, например, для платной дороги или моста.
  • Несмотря на свои преимущества, государственно-частные партнерства часто критикуются за стирание границ между законными общественными целями и частной коммерческой деятельностью, а также за предполагаемую эксплуатацию общества из-за эгоизма и погони за рентой, которые могут иметь место.

Как работают государственно-частные партнерства

Городское правительство, например, может иметь крупную задолженность и быть не в состоянии осуществить капиталоемкий строительный проект, но частное предприятие может быть заинтересовано в финансировании своего строительства в обмен на получение операционной прибыли после завершения проекта.

Государственно-частные партнерства обычно заключают контракты на срок от 25 до 30 лет и более. Финансирование частично поступает от частного сектора, но требует платежей от государственного сектора и / или пользователей в течение всего срока реализации проекта. Частный партнер участвует в разработке, завершении, реализации и финансировании проекта, в то время как государственный партнер фокусируется на определении и мониторинге соответствия целям. Риски распределяются между государственными и частными партнерами в процессе переговоров, в идеале, хотя и не всегда, в зависимости от способности каждого оценивать, контролировать и справляться с ними. 

Хотя общественные работы и услуги могут оплачиваться за счет сборов из бюджета доходов государственного органа, например, в случае проектов больниц, концессии могут включать в себя право направлять платежи пользователей, например, при использовании платных автомагистралей. В таких случаях, как теневой сбор за проезд по автомагистралям, платежи основаны на фактическом использовании услуги. Когда речь идет об очистке сточных вод, оплата производится за счет сборов, взимаемых с пользователей.

Краткая справка

Государственно-частные партнерства обычно проявляются в транспортной, муниципальной или экологической инфраструктуре, а также в сфере общественных услуг.

Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства

Партнерство между частными компаниями и государством дает преимущества обеим сторонам. Технологии и инновации частного сектора, например, могут помочь повысить операционную эффективность предоставления государственных услуг. Государственный сектор, со своей стороны, стимулирует частный сектор выполнять проекты вовремя и в рамках бюджета. Кроме того, создание экономической диверсификации делает страну более конкурентоспособной в облегчении своей инфраструктуры и развитии сопутствующего строительства, оборудования, вспомогательных услуг и других предприятий. 

Есть и минусы. 

Частный партнер может столкнуться с особыми рисками при участии в государственно-частном партнерстве. Физическая инфраструктура, такая как дороги или железные дороги, сопряжена со строительными рисками. Если продукт не доставлен вовремя, превышает сметную стоимость или имеет технические дефекты, ответственность обычно ложится на частного партнера. Кроме того, частный партнер сталкивается с риском доступности, если не может предоставить обещанную услугу. Компания может не соответствовать стандартам безопасности или другим соответствующим стандартам качества, например, при управлении тюрьмой, больницей или школой. Риск спроса возникает, когда количество пользователей услуги или инфраструктуры меньше, чем ожидается, например платных дорог, мостов или туннелей. Однако этот риск может быть переложен на публичного партнера, если публичный партнер согласился уплатить минимальную плату независимо от спроса.

Государственно-частное партнерство также создает риски с точки зрения общественности и налогоплательщиков. Партнерство частных операторов с правительством может оградить их от ответственности перед пользователями государственной службы за то, что они срезали слишком много углов, оказали некачественные услуги или даже нарушили гражданские или конституционные права людей. В то же время частный партнер может иметь возможность повышать дорожные сборы, ставки и сборы для несвободных потребителей, которые могут быть принуждены законом или географической естественной монополией оплачивать свои услуги. 

Наконец, как и в любой ситуации, когда права собственности и права принятия решений разделены, государственно-частное партнерство может создать сложные проблемы принципала-агента . Это может способствовать коррупционным сделкам, выплатам политическим друзьям и общей деятельности по поиску ренты за счет ослабления связи между частными сторонами, которые принимают важные решения по проекту, от которого они могут извлечь выгоду, и подотчетности налогоплательщикам, которые, по крайней мере, часть счета, и кто может остаться в руках с точки зрения окончательной ответственности за результат проекта.    

Примеры государственно-частного партнерства

Государственно-частные партнерства обычно встречаются в транспортной инфраструктуре, такой как шоссе, аэропорты, железные дороги, мосты и туннели. Примеры муниципальной и экологической инфраструктуры включают объекты водоснабжения и водоотведения. К общественным объектам относятся школьные здания, тюрьмы, студенческие общежития, развлекательные или спортивные сооружения.