Qatar Airways подала в суд на Airbus в споре о повреждении самолета A350

Тим Хефер

ПАРИЖ (Рейтер) — В понедельник Qatar Airways заявила, что начала судебное разбирательство в британском суде против производителя самолетов Airbus в попытке разрешить спор о дефектах кожи на пассажирских самолетах A350, приближая обе стороны к редкой юридической разборке по вопросам авиационной безопасности.

Компании уже несколько месяцев находятся в состоянии конфликта из-за повреждений, включая помутнение краски и коррозию подслоя молниезащиты, которые, по словам представителей Qatar Airways, привели к тому, что национальный регулятор посадил 21 самолет A350.

Airbus настаивает на том, что пассажирские самолеты из углеродного композита безопасны для полетов, несмотря на некоторую «деградацию поверхности», в то время как Qatar Airways утверждает, что еще слишком рано говорить о том, была ли нарушена безопасность.

Спор разгорелся на прошлой неделе, когда Airbus, что эксперты назвали беспрецедентным шагом, обвинил авиакомпанию Персидского залива в неправильном представлении проблемы как вопроса безопасности и пригрозил потребовать независимой юридической оценки.

В понедельник Qatar Airways нанесла ответный удар, заявив, что подала жалобу на Airbus в Высокий суд в Лондоне.

«К сожалению, мы потерпели неудачу во всех наших попытках достичь конструктивного решения с Airbus в связи с ускоренной деградацией поверхности, негативно влияющей на самолеты Airbus A350», — говорится в заявлении компании. «Поэтому у Qatar Airways не осталось другого выхода, кроме как добиваться быстрого разрешения этого спора через суд».

В заявлении, сделанном в понедельник поздно вечером, Airbus подтвердил, что получил официальный судебный иск. «Airbus намерен решительно отстаивать свою позицию», — говорится в заявлении.

Представитель компании ранее подтвердил, что компания нашла причину проблемы и работает с клиентами и европейским регулятором безопасности, который заявил, что не выявил проблем с безопасностью.

Qatar Airways отрицает, что дефекты поверхности — которые, по словам свидетелей, привели к тому, что некоторые из самолетов выглядят так, как будто на них есть язвы — правильно поняты, и заявила в понедельник, что хочет, чтобы Airbus провел «тщательное расследование».

САМОЛЕТЫ ПРИЗЕМЛИЛИСЬ

Несколько руководителей отрасли заявили, что такая публичная юридическая борьба между двумя ведущими игроками в авиации является беспрецедентной.

Ссора расширилась в этом месяце, когда документы, полученные Reuters, показали, что по крайней мере пять других авиакомпаний в различных климатических условиях жаловались на проблемы с краской или другими поверхностями с 2016 года. До недавнего времени Airbus утверждал, что проблема была связана с краской на самолетах A350 авиакомпании Qatar, базирующейся в Персидском заливе.

Агентство Reuters также впервые сообщило, что Airbus рассматривает возможность изменения системы защиты от молний.

Производитель самолетов заявил, что предлагает промежуточные решения — от ремонта до перекраски — и обвинил Qatar Airways в игнорировании этих предложений без достаточных оснований.

В понедельник Qatar Airways вновь заявила, что не может быть уверена в том, что предложенный ремонт будет работать без более глубокого анализа. Главный исполнительный директор компании задал вопрос, почему Airbus все еще работает над решением, если надежное решение уже доступно.

21 списанный самолет составляет 40% от текущего парка самолетов A350, на которые авиакомпания была первым клиентом с самым большим заказом. Другие авиакомпании продолжают эксплуатировать самолеты, утверждая, что их летная годность не зависит от того, что они называют косметическими проблемами.

Между тем, этот спор может стоить компании Airbus крупного заказа Катара на новую версию грузового самолета A350. В понедельник компания получила первый твердый заказ на эту модель, подтвердив предварительный заказ на четыре самолета от французской компании CMA CGM.

На прошлой неделе генеральный директор Qatar Airways Акбар Аль Бейкер сообщил South China Morning Post, что ранее он рассматривал возможность размещения крупного заказа на грузовой A350. Теперь источники ожидают, что Boeing выиграет заказ, чтобы заменить 34-35 грузовых самолетов Катара.

(Репортаж Тима Хефера; редактирование Марка Поттера и Джерри Дойла)