Ранние праздничные покупки подрывают розничные продажи в США; в январе ожидается снижение омического показателя

Люсия Мутикани

ВАШИНГТОН (Рейтер) — В декабре розничные продажи в США упали больше всего за 10 месяцев, что, вероятно, стало результатом того, что американцы начали делать покупки к праздникам в октябре, чтобы избежать пустых полок в магазинах.

Экономисты предостерегают от того, чтобы расценивать неожиданное падение розничных продаж в прошлом месяце, о котором в пятницу сообщило Министерство торговли, как признак слабости. Потребительские расходы по-прежнему поддерживаются огромными сбережениями, ростом заработной платы, поскольку компании ищут дефицитных работников, а также ростом благосостояния домохозяйств.

Тем не менее, этот отчет и новости о неожиданном снижении производства на заводах в декабре свидетельствуют о том, что экономика потеряла импульс в конце 2021 года. Эта тенденция, вероятно, сохранилась и в январе на фоне стремительного роста инфекций COVID-19, вызванного вариантом Омикрон, которые нарушили работу предприятий и учебных заведений.

«Очевидно, что большинство покупателей прислушались к совету сделать праздничные покупки пораньше, и это, в сочетании с резким ростом расходов на товары в начале года, привело к резкому снижению продаж в конце года», — сказал Тим Куинлан, старший экономист Wells Fargo в Шарлотте, Северная Каролина.

Розничные продажи упали на 1,9% в прошлом месяце, что стало самым большим снижением с февраля 2021 года, после роста на 0,2% в ноябре. Экономисты, опрошенные Reuters, прогнозировали, что розничные продажи не изменятся. Оценки варьировались от минимального падения на 2,0% до максимального роста на 0,8%.

Розничные продажи, в основном товаров, в декабре выросли на 16,9% в годовом исчислении. Нескорректированные продажи в прошлом месяце выросли на 10,0%.

В январе продажи могут еще больше ослабнуть, поскольку Омикрон ограничивает поток потребителей в такие места, как рестораны и бары, хотя некоторые экономисты ожидают роста расходов на товары, поскольку люди остаются дома. Розничные продажи на 19,2% превышают уровень до пандемии. По данным Национальной федерации розничной торговли, в 2021 году праздничные продажи выросли на 14,1% до рекордного уровня в 886,7 млрд долларов.

Узкие места в цепочках поставок, вызванные пандемией, привели к дефициту товаров. Перенос продаж с декабря также, вероятно, повлиял на так называемый сезонный фактор — модель, которую правительство использует для устранения сезонных колебаний из данных.

«Поэтому мы не считаем, что декабрь означал ослабление спроса или более осторожное поведение потребителей», — сказал Конрад ДеКвадрос, старший экономический советник Brean Capital в Нью-Йорке.

Категория онлайн-продаж больше всего пострадала от влияния сезонного фактора, упав на 8,7%. Поступления в автосалоны снизились на 0,4%. Автомобили остаются дефицитными из-за глобального дефицита полупроводников.

Автомобили могут оставаться в дефиците еще некоторое время. Отдельный отчет Федеральной резервной системы США в пятницу показал, что падение производства на автомобильных заводах на 1,3% привело к снижению объемов производства в обрабатывающей промышленности на 0,3% в декабре.

Производство на заводах выросло на 0,6% в ноябре. Экономисты ожидали, что производство вырастет на 0,5%.

Все еще ожидается, что ФРС начнет повышать процентные ставки в марте на фоне высокой инфляции.

«Мы не думаем, что сегодняшние данные окажут существенное влияние на решение ФРС о повышении ставок, вероятно, в марте, которое будет в большей степени зависеть от инфляции, чем от данных по активности», — сказал Эндрю Холленхорст, главный экономист Citigroup в Нью-Йорке. «Коэффициент сезонной корректировки в январе становится весьма положительным, что позволяет предположить, что онлайн-продажи и общие розничные продажи будут сильно расти».

Ценные бумаги на Уолл-стрит снизились. Доллар вырос по отношению к корзине валют. Цены на казначейские облигации США упали. (График: Розничные продажи, https://graphics.reuters.com/USA-STOCKS/akpezejdavr/retailsales.png)

ШИРОКАЯ СЛАБОСТЬ

Продажи в магазинах электроники и бытовой техники упали на 2,9%. Выручка на станциях техобслуживания упала на 0,7%, так как цены на бензин снизились с более высоких уровней, наблюдавшихся в предыдущие месяцы. Продажи в магазинах продуктов питания и напитков упали на 0,5%. Продажи в магазинах одежды снизились на 3,1%. Также снизились продажи в магазинах спортивных товаров, хобби, музыкальных инструментов и книжных магазинах.

Продажи в мебельных магазинах упали на 5,5%, а поступления в магазины электроники и бытовой техники снизились на 2,9%. Однако продажи поставщиков строительных материалов и садового оборудования выросли на 0,9%.

Поступления в рестораны и бары снизились на 0,8%. Рестораны и бары — единственная категория услуг в отчете о розничных продажах. Эти продажи выросли на 41,3% по сравнению с декабрем прошлого года.

Без учета автомобилей, бензина, строительных материалов и продовольственных услуг розничные продажи упали на 3,1%. Это было самое большое падение с февраля прошлого года. Данные за ноябрь были пересмотрены в меньшую сторону и показали, что так называемые основные розничные продажи упали на 0,5%, а не на 0,1%, как сообщалось ранее.

Базовые розничные продажи наиболее тесно связаны с компонентом потребительских расходов валового внутреннего продукта. После выхода данных экономисты понизили свои прогнозы по потребительским расходам на четвертый квартал.

Декабрьская слабость ставит потребительские расходы на более низкую траекторию роста в первом квартале. Опасения по поводу инфляции также могут сдерживать расходы. В начале января потребительские настроения упали до второго самого низкого уровня за десятилетие, показал опрос Мичиганского университета.

Оценки роста ВВП в четвертом квартале остались «бычьими» благодаря росту запасов. Четвертый отчет Министерства торговли показал, что запасы предприятий в ноябре выросли на 1,3%. (График: Товарно-материальные запасы предприятий, https://graphics.reuters.com/USA-STOCKS/mypmnbqzrvr/businv.png)

Goldman Sachs сократил свой прогноз роста на полпроцентного пункта до 6,5% в годовом исчислении. В третьем квартале темпы роста экономики составили 2,3%. Ожидается, что рост в прошлом году был самым сильным с 1984 года.

«Потребительские расходы останутся краеугольным камнем экономического роста в этом году, но в ближайшей перспективе их динамика будет нестабильной на фоне резкого роста омикрон-кейсов и повышенной инфляции», — сказала Лидия Буссура, ведущий экономист по США Oxford Economics в Нью-Йорке. «В целом, сочетание высоких темпов роста трудовых доходов, повышенных избыточных сбережений и здоровых балансов будет поддерживать рост потребления в этом году на уровне 4%».

(Репортаж Лючии Мутикани; редактирование Андреа Риччи)