Закон Робинсона-Патмана

Что такое Закон Робинсона-Патмана?

Закон Робинсона-Патмана — это федеральный закон, принятый в 1936 году, запрещающий ценовую дискриминацию . Закон Робинсона-Патмана — это поправка к Антимонопольному закону Клейтона 1914 года, призванная предотвратить «недобросовестную» конкуренцию.

Ключевые моменты

  • Закон Робинсона-Патмана — это федеральный закон, призванный предотвратить ценовую дискриминацию.
  • Закон запрещает дистрибьюторам устанавливать разные цены для разных розничных продавцов.
  • Закон применяется только к межгосударственной торговле и содержит конкретное исключение для «кооперативных ассоциаций».
  • Закон подвергся широкой критике со стороны экономистов и ученых-юристов по разным причинам.

Понимание закона Робинсона-Патмана

Закон Робинсона-Патмана требует, чтобы бизнес продавал свою продукцию по одинаковой цене независимо от покупателя. Его цель заключалась в том, чтобы не дать покупателям с большим объемом продаж получить преимущество перед покупателями с небольшим объемом. Закон применяется только к продажам материальных товаров , которые завершены в разумно короткие сроки и где проданные товары аналогичны по качеству. Закон не распространяется на предоставление таких услуг, как сотовая связь, кабельное телевидение и аренда недвижимости.

Закон был направлен на борьбу с недобросовестной торговой практикой, которая позволяла сетевым магазинам покупать товары по более низким ценам, чем другие розничные торговцы. Это был первый закон, который попытался предотвратить ценовую дискриминацию. Требовалось, чтобы продавец предлагал покупателям одинаковые ценовые условия на определенном уровне торговли. Закон предусматривает уголовное наказание за нарушения, но содержит конкретное исключение для «кооперативных ассоциаций».

Правоприменение и поддержка закона на протяжении многих лет сталкивались с проблемами из-за сложности Закона и противоречий между ним, обычной деловой практики ценовой конкуренции и других аспектов антимонопольного законодательства. Под давлением промышленности федеральное правоприменение Закона Робинсона – Патмана прекратилось на несколько лет в конце 1960-х годов. Это оставляло исполнение закона до частных исков отдельных истцов против других предприятий, что всегда было трудным из-за сложности понимания закона и его применения. В середине 1970-х годов была безуспешная попытка отменить закон. Федеральная комиссия по торговле временно возродил его использование в конце 1980 — х годов. С 1990-х годов исполнение снова снизилось.

Как работает закон Робинсона-Патмана

Закон, как правило, запрещает продажи с дискриминационной ценой при продаже товаров дистрибьюторам, находящимся в равном положении, когда такие продажи снижают конкуренцию и могут дать привилегированным клиентам преимущество на рынке, не связанное с их реальной эффективностью. Цена относится к чистой цене и включает всю выплаченную компенсацию, включая компенсацию за рекламу или другие услуги. Также продавец не может добавлять дополнительные товары или услуги для снижения действующей цены. Пострадавшие или правительство США могут подать иск в соответствии с законом.

Сборы могут взиматься с продаж, которые включают:

  • Дискриминация в цене по крайней мере двух завершенных продаж одного и того же продавца двум разным покупателям.
  • Продажи должны пересекать границы штата.
  • Продажи должны осуществляться одновременно с «товарами» аналогичного сорта и качества, продаваемыми для «использования, потребления или перепродажи» в Соединенных Штатах.
  • Результатом должно быть «существенное уменьшение конкуренции или стремление к созданию монополии в любой сфере торговли».

Гипотетический пример закона Робинсона-Патмана

Например, закон Робинсона-Патмана требует, чтобы, если оптовая компания ABC продает два 32-дюймовых телевизора с плоским экраном равного качества — один в Target 10 августа, а другой в Mom and Pop’s Shop 11 августа, — с обоих магазинов должна взиматься плата по 250 долларов. за телевизор. Однако закон не требует, чтобы оптовая компания ABC и оптовая компания XYZ продавали 32-дюймовые телевизоры с плоским экраном всем розничным торговцам большими коробками по 250 долларов за телевизор.

Критика закона Робинсона-Патмана

Закон Робинсона-Патмана подвергся широкой критике со стороны экономистов и ученых-юристов. Практически с самого начала Закон подвергался критике как потенциально антиконкурентный сам по себе и противоречащий другим аспектам антимонопольного законодательства; как отстаивание интересов некоторых предприятий интересам потребителей; и с практической точки зрения весьма подвержены потенциальным злоупотреблениям. 

Поскольку закон порождает потенциальные правовые последствия для установления более низких цен, он всегда сопряжен с опасностью эффективного наказания за ценовую конкуренцию, которая в остальном обычно рассматривается как экономически выгодная. Кроме того, поскольку практика, запрещенная законом, как правило, связана с транзакциями между предприятиями, а не напрямую с потребителями, и часто подразумевает, что бизнес взимает более низкие цены с больших объемов, часто утверждается, что это имеет тенденцию способствовать интересам более дорогих торговых посредников, которые, в свою очередь, взимают более высокие цены выше интересов потребителей, которые выиграют от более низких розничных цен. 

Наконец, поскольку взимание разных цен с разных бизнес-клиентов является такой распространенной практикой среди предприятий практически во всех отраслях и поскольку ресурсы антимонопольного правоприменения обязательно ограничены и малы по сравнению с размером экономики, прокуратура должна быть очень избирательной в том, когда и в каких случаях преследовать или полагаться на частные гражданские иски для обеспечения соблюдения закона. Любая из этих альтернатив представляет собой высокий потенциал для судебных исков о злоупотреблениях в соответствии с законом в виде капризных или политически мотивированных судебных преследований или гражданских действий, мотивированных оппортунизмом, а не экономическим благосостоянием общества.