Руководство ФАТФ по виртуальным активам: НФТ выигрывают, DeFi проигрывают, остальное остается без изменений

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) выпустила долгожданное руководство по виртуальным активам, в котором изложены стандарты, способные изменить криптоиндустрию в США и во всем мире. Руководство решает одну из самых важных задач для криптоиндустрии: убедить регулирующие органы, законодателей и общественность в том, что она не способствует отмыванию денег.

Руководство особенно касается тех частей криптоиндустрии, которые недавно вызвали значительную неопределенность в регулировании, включая децентрализованные финансы (DeFi), стейблкоины и нефункционирующие токены (NFTs). Руководство во многом повторяет подход американских регуляторов к DeFi и стабильным монетам. Положительным моментом для отрасли является то, что FATF, похоже, менее агрессивно относится к НФТ и, возможно, призывает к презумпции того, что НФТ не являются виртуальными активами. Руководство, однако, открывает двери для членов организации для регулирования НФТ, если они используются в «инвестиционных целях». Мы ожидаем, что это руководство добавит топлива в ралли НФТ, которое продолжается уже большую часть 2021 года.
The FATF draft guidance targets DeFi with compliance

Расширение определения поставщиков услуг виртуальных активов

FATF — это межправительственная организация, мандат которой заключается в разработке политики по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Хотя ФАТФ не может создавать обязательные законы или политику, ее рекомендации оказывают значительное влияние на законы по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег (AML) среди ее членов. Министерство финансов США является одним из государственных ведомств, которое обычно следует и внедряет нормативные акты, основанные на рекомендациях ФАТФ.
Долгожданное руководство ФАТФ использует «экспансивный подход» в расширении определения поставщиков услуг виртуальных активов (VASPs). Это новое определение включает обмен между виртуальными активами и фиатными валютами; обмен между несколькими видами виртуальных активов; передачу цифровых активов; хранение и управление виртуальными активами; участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением и продажей виртуальных активов.

Как только организация получает статус VASP, она должна соблюдать применимые требования юрисдикции, в которой она ведет свой бизнес, что обычно включает в себя реализацию программ по борьбе с отмыванием денег (AML) и терроризмом, получение лицензии или регистрацию в местном органе власти и надзор или мониторинг со стороны этого органа власти.
Отдельно ФАТФ дает широкое определение виртуальных активов (ВА):

«Цифровое представление стоимости, которым можно торговать или передавать в цифровой форме и которое может использоваться в платежных или инвестиционных целях». Но исключает «цифровые представления фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже охвачены в других разделах Рекомендаций ФАТФ».

Взятое вместе, определение ФАТФ VAs и VASPs, похоже, распространяет требования по борьбе с отмыванием денег, терроризмом, регистрации и мониторингу на большинство игроков в криптоиндустрии.

Влияние на DeFi

Руководство ФАТФ в отношении протоколов DeFi менее чем ясно. В начале FATF заявляет:

«Приложение DeFi (т.е. программа) не является ПДУ по стандартам ФАТФ, поскольку стандарты не распространяются на базовое программное обеспечение или технологию…».

На этом руководство не останавливается. Вместо этого ФАТФ поясняет, что создатели протокола DeFi, владельцы, операторы или другие лица, которые сохраняют контроль или достаточное влияние над протоколом DeFi, «могут подпадать под определение ФАТФ как ПДУ, если они предоставляют или активно содействуют предоставлению услуг ПДУ». Далее в руководстве поясняется, что владельцы/операторы проектов DeFi, которые квалифицируются как ПДУ, отличаются «своим отношением к осуществляемой деятельности». Эти владельцы/операторы могут оказывать достаточный контроль или влияние на активы или протокол проекта. Это влияние может также существовать путем поддержания «постоянных деловых отношений между собой и пользователями», даже если оно «осуществляется через смарт-контракт или, в некоторых случаях, протоколы голосования».
В соответствии с этой формулировкой, ФАТФ рекомендует регулирующим органам не просто принимать заявления о «децентрализации, а проводить собственную проверку». ФАТФ заходит настолько далеко, что предполагает, что если платформа DeFi не имеет организации, управляющей ею, юрисдикция может распорядиться о создании ПДУ в качестве обязанной организации. В этом отношении ФАТФ мало что сделала для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки регулятивный статус большинства игроков в DeFi.
DeFi: Who, what and how to regulate in a borderless, code-governed world?

Влияние на стабильные монеты

Новое руководство подтверждает предыдущую позицию организации о том, что стабильные монеты — криптовалюты, стоимость которых привязана к какому-либо хранилищу стоимости, например, доллару США, — подпадают под стандарты ФАТФ как ПДУ.

В руководстве рассматривается риск «массового внедрения» и анализируются конкретные особенности конструкции, которые влияют на риск ПОД/ФТ. В частности, руководство указывает на «центральные органы управления стабильными монетами», которые «в целом будут подпадать под стандарты ФАТФ» в качестве ПДУ. Опираясь на свой подход к DeFi в целом, ФАТФ утверждает, что заявления о децентрализованном управлении недостаточно, чтобы избежать проверки со стороны регулирующих органов. Например, даже если орган управления стабильными монетами децентрализован, ФАТФ призывает своих членов «определить обязанных субъектов и … снизить соответствующие риски … независимо от институционального дизайна и названия».
Руководство призывает VASP определить и понять риск отмывания денег в стабильных монетах до запуска и на постоянной основе, а также управлять и снижать риск до внедрения продуктов в стабильных монетах. Наконец, ФАТФ предлагает, чтобы поставщики стабильных монет стремились получить лицензию в той юрисдикции, где они в основном ведут свой бизнес.
Relayed:Regulators are coming for stablecoins, but what should they start with?

Влияние на НФТ

Наряду с DeFi и стабильными монетами, NFT взорвали свою популярность и теперь являются одним из основных столпов современной криптоэкосистемы. В отличие от экспансивного подхода к другим аспектам криптоиндустрии, ФАТФ рекомендует, чтобы НФТ «в целом не считались [виртуальными активами] по определению ФАТФ». Это, вероятно, создает предположение, что НФТ не являются виртуальными активами, а их эмитенты не являются ПДУ.
Однако, подобно своему подходу к DeFi, ФАТФ подчеркивает, что регулирующие органы должны «рассматривать природу НМФ и его функцию на практике, а не то, какая терминология или маркетинговые термины используются». В частности, ФАТФ утверждает, что НМФ, которые «используются в платежных или инвестиционных целях», могут быть виртуальными активами.
Хотя в руководстве нет определения «инвестиционных целей», ФАТФ, вероятно, намеревается охватить тех, кто покупает НМТ с намерением продать их впоследствии с прибылью. Хотя многие покупатели приобретают НФТ из-за их связи с художником или произведением, значительная часть индустрии приобретает их из-за их потенциального роста стоимости. Таким образом, хотя подход ФАТФ к НФТ, по-видимому, не такой широкий, как в отношении DeFi или стейблкоинов, страны ФАТФ могут опираться на формулировку «инвестиционные цели» для введения более строгого регулирования.
Nonfungible tokens from a legal perspective

Что руководство ФАТФ означает для криптоиндустрии

Руководство FATF в точности повторяет агрессивную позицию американских регуляторов в отношении DeFi, stablecoins и других основных частей криптоэкосистемы. В результате, как централизованные, так и децентрализованные проекты будут все чаще сталкиваться с необходимостью соблюдать те же требования по ПОД/ФТ, что и традиционные финансовые учреждения.
Двигаясь вперед, проекты DeFi, как мы уже видим, будут все глубже погружаться в DeFi и экспериментировать с новыми структурами управления, такими как децентрализованные автономные организации (DAO), которые приближаются к «настоящей децентрализации». Даже такой подход не лишен риска, поскольку расширительное определение VASP, данное ФАТФ, создает проблемы с ключевыми лицами, подписывающими смарт-контракты, или держателями закрытых ключей. Это особенно важно для ДАО, поскольку лица, подписывающие контракты, могут быть отнесены к категории VASP.
Учитывая расширительное толкование ФАТФ того, кто «контролирует или влияет» на проекты, криптопредпринимателям предстоит тяжелая борьба не только в США, но и во всем мире.
Эта статья написана в соавторстве с Хорхе Песоком и Джоном Бугнаки.

Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только авторам и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения нашего сайта.

Данная статья предназначена для общего ознакомления и не является и не должна восприниматься как юридическая консультация.

Хорхе Песок занимает должность главного юрисконсульта и директора по соблюдению законодательства в Tacen Inc., ведущей компании по разработке программного обеспечения, которая создает программное обеспечение на основе блокчейна с открытым исходным кодом. До прихода в Tacen Хорхе приобрел обширный юридический опыт, консультируя технологические компании, криптовалютные биржи и финансовые учреждения в SEC, CFTC и Минюсте США. Джон Бугнаки занимает должность ведущего специалиста по вопросам политики и юридического консультанта в Tacen Inc. Джон является экспертом по вопросам управления, безопасности и развития. Его исследования и работа сосредоточены на жизненно важном пересечении истории, политологии, экономики и других областей для проведения эффективного анализа, диалога и взаимодействия.