Samsung против Apple: сравнение бизнес-моделей (AAPL, SSNLF)

Samsung против бизнес-модели Apple: обзор

Справедливо сказать, что между Apple, Inc. (NASDAQ: AAPL ) и Samsung Electronics Co. Ltd. (NASDAQ: SSNLF) нет взаимной любви. Они участвуют во всемирной корпоративной битве, которая началась в 2010 году, когда Samsung, в то время поставщик Apple, выпустила очень похожий на iPhone продукт в линейке Galaxy. Стив Джобс, покойный генеральный директор Apple, пришел в ярость и перешел в наступление; Samsung, в свою очередь, наступила ему на пятки.

Было логично, что Samsung попытается включить элементы бизнес-модели Apple, особенно после того, как американский технологический гигант в 2011 году признал Exxon Mobil Corporation самой дорогой компанией в мире. Однако спросите любую из компаний, и вы, вероятно, услышите, что это тоже происходит много эмуляции.

Рассмотрим почти беспрецедентные юридические войны, происходящие между Samsung и Apple, которые охватывают четыре континента, и возмещают убытки на миллиарды долларов. Или агрессивные, политические маркетинговые кампании в стиле предвыборной кампании, которые напоминают рекламные объявления атак Ford и Chevy.

С точки зрения бизнес-модели две компании постоянно сближаются и видоизменяются, хотя резкие контрасты остаются. Samsung уже давно является глобальной силой и работает в большем количестве отраслей. Подъем Apple был относительно стремительным и целенаправленным.

В марте 2014 года кто-то просочился в стратегический документ Samsung от 2012 года, в котором корейская технологическая компания тупо заявила: «Победить Apple — приоритет №1 (все должно быть в контексте победы над Apple)». Это наглядный пример вражды между двумя крупнейшими производителями смартфонов в мире, которые явно меняют свои бизнес-стратегии, имея в виду друг друга.

Ключевые выводы

  • Samsung и Apple — два гиганта бытовой электроники с глобальным охватом и базой лояльных клиентов.
  • Бизнес-модель Samsung сосредоточена на вертикальной интеграции цепочек поставок и увеличении объемов производства.
  • Apple разработала бизнес-стратегию, в которой основное внимание уделяется дизайну и пользовательскому опыту, а также аутсорсингу таких элементов, как производство.
  • Две компании оказались вовлеченными в юридические баталии за интеллектуальную собственность и патентные споры.

Samsung: вертикальная интеграция и объем продукции

Samsung работает, как и многие другие азиатские производители, такие как NEC Corporation или Sony Corporation, с упором на вертикальную интеграцию и большое количество продуктов. Samsung присутствует на десятках рынков, включая плоские панели, датчики, светодиодные фонари, аккумуляторы, игровые системы, камеры, телевизоры, бытовую технику, носители мобильных телефонов, планшеты, смартфоны и даже медицинскую электронику.

Прежде чем обратить внимание на Apple, Samsung конкурировала и во многих случаях превосходила японские технологические компании в 1980-х и 1990-х годах. Компания тратит целое состояние на исследования и разработки (R&D) и капитальные затраты (CapEx). Это окупается на рынках среднего и нижнего ценовых сегментов, но продукты высокого класса продолжают конкурировать с Apple.

Samsung полагается на вертикальную интеграцию как на главное конкурентное преимущество. В то время как Apple по-прежнему ежегодно импортирует компоненты на миллиарды долларов от своего конкурента, Samsung никому не обязана. Это не волшебная формула, Nokia была почти так же интегрирована до того, как ее обрушили Apple и Samsung, но Samsung контролирует определенную логистическую уверенность в отличие от Apple.

Однако снижение рентабельности в 2014 и 2015 годах заставило руководство Samsung провести некоторый интроспективный анализ. Председатель слияний и поглощений (M&A) и партнерских отношений. Это будет исторический сдвиг в фокусе, вероятно, сигнализирующий об отходе от самофинансируемых НИОКР к инновациям на аутсорсинге, как в Apple.

Apple: дизайн, интеграция и аутсорсинг

С точки зрения целевого маркетинга, исследований и дизайна продуктов Apple — гораздо более целенаправленная компания, чем Samsung. К тому же это гораздо более прибыльная компания. Apple преуспевает в дизайне и интеграции, и это немалая степень риска.

Все продукты Apple включают программы, которые очень хорошо работают друг с другом, но не с продуктами его конкурентов, что позволяет клиентам легко продолжать покупать Apple и затруднять переключение на кого-то другого. Почти три четверти доходов Apple поступает от линейки iPhone, что делает компанию зависимой от одного продукта.

Капитальные затраты Apple, способные снизить затраты на исследования и разработки за счет аутсорсинга производства и сборки аппаратных компонентов, кардинально отличаются от капитальных затрат Samsung. Это увеличивает маржу и акции AAPL и является одной из главных причин, по которой Apple может расти за счет поразительных клипов.

Apple не гонится за первенством; это позволяет другим компаниям тратить время на исследования и разработки и раннее развитие рынка, прежде чем броситься на них и все улучшить. Рассмотрим iPod, первый прорывный продукт во время второго пребывания Джобса на посту генерального директора, который появился спустя годы после Sony Walkman. Не желая просто выбросить продукт-имитатор, Apple усердно поработала с звукозаписывающими лейблами и создала небольшую, элегантно выглядящую замену. Аналогичные истории существуют и с рынками смартфонов и планшетов, каждая из которых считается столпом инноваций Apple, но ни одна из них не была изобретена компанией.

Apple против Samsung: бесконечные патентные иски

Наиболее едкие взаимодействия между Samsung и Apple происходят в суде по правам интеллектуальной собственности, где Apple неоднократно прибегала к своим судебным уловкам, чтобы обвинить Samsung в нарушении патентных прав. Судебные иски — обычная стратегия Apple, которая является одной из самых агрессивных в юридическом отношении фирм в мире, но внимание к Samsung является особенно повторяющимся и интенсивным.

Первый залп был дан в 2011 году, когда Apple, уже связанная с Motorola в то время, пошла за Samsung в дизайне планшетов и смартфонов. Первая претензия поступила в апреле, а к августу 2011 года в девяти разных странах было 19 текущих дел между Apple и Samsung. К середине 2012 года это число превысило четыре дюжины, и каждая компания требовала компенсации на миллиарды долларов. В период с 2012 по 2015 год каждая фирма выиграла несколько решений у другой, часто в противоречивых решениях судов Германии, Японии, Южной Кореи, Америки, Франции, Италии, Нидерландов, Великобритании и Австралии.

Забавно, но стремительный характер технического прогресса часто оставляет в прахе сравнительно похожую на динозавров правовую систему. Например, в 2012 году Apple выиграла первоначальное решение, которое касалось более десятка телефонов Samsung, но процесс апелляций и встречных исков затянулся до 2014 года, когда практически все целевая модель была снята с производства. По этой причине реальный ущерб не в производственной линии, а в горе судебных издержек, понесенных Samsung и Apple по всему миру.

Есть еще несколько побед в производстве или распространении. Например, в августе 2011 года суд в Германии вынес судебный запрет в отношении устройства Samsung Galaxy Tab 10.1 на территории ЕС за нарушение патента Apple на интерфейс. Samsung сопротивлялся и ограничил действие судебного запрета только на немецкие рынки, но для Apple это все равно была победой. Подобный судебный запрет был успешным в Австралии.