Sono Motors вышла на биржу и намерена вывести на рынок солнечный электромобиль Sion к 2023 году

Идея Sono Motors, компании, которая хочет обеспечить каждый электромобиль солнечной энергией, зародилась девять лет назад в подвале Мюнхена, когда два предприимчивых 18-летних подростка начали перебирать варианты решения проблемы зависимости общества от ископаемого топлива. Йона Кристианс и Лаурин Хан, соучредители Sono Motors, не очень любили автомобили, но они понимали, насколько транспорт способствует сжиганию ископаемого топлива, и решили, что это было бы хорошим началом.

Мы разработали концепцию интеграции солнечных батарей в каждый автомобиль и подумали: «Хорошо, что нам для этого нужно?». сказал Хан в интервью TechCrunch.

Они начали строительство предварительного прототипа солнечного электромобиля, чтобы доказать, что возобновляемые источники энергии могут помочь решить проблему транспортных выбросов, и к 2015 году у них была рабочая модель. В следующем году Кристианс и Хан привлекли креативного директора Навину Пернштайнер для соучредительства и создания Sono Motors как компании и бренда.

В среду Sono Group, материнская компания Sono Motors, вышла на биржу. Торги на Nasdaq открылись по цене $20,06 после того, как первоначальная цена IPO составляла $15, но перед закрытием рынка акции достигли максимума в $38,74.

Путь компании на рынок двоякий. Она обеспечила 16 000 предварительных заказов на Sion, первый солнечный электромобиль компании, при среднем первоначальном взносе в 3 000 долларов. Компактный пятидверный семейный хэтчбек стоимостью 28 700 долларов должен появиться у потребителей в первой половине 2023 года. Sono также работает с компаниями по интеграции своих солнечных технологий в другие автомобили. В начале этого года Sono объявила, что будет лицензировать свою технологию солнечных панелей кузова другим компаниям, и назвала компанию EasyMile, занимающуюся автономными электрическими маршрутными такси, в качестве своего первого клиента.

Ожидается, что запас хода Sion составит 190 миль при использовании литий-железо-фосфатной (LFP) батареи емкостью 54 кВт-ч, поставляемой китайской компанией BYD, которая считается более экологичной, поскольку не содержит марганца, никеля или кобальта — драгоценных металлов, оказывающих большое влияние на окружающую среду и этику. Хотя автомобиль можно заряжать от настенного блока, Sono считает, что солнце, которое капельно подает энергию в батарею, когда бы оно ни светило, может обеспечить большую часть ежедневных поездок.

«В Германии, например, средняя дальность поездки на работу составляет 10 миль в день», — сказал Кристианс в интервью TechCrunch. «А с нашей уникальной технологией мы можем проехать в неделю в среднем 112 километров (~70 миль) только на солнечных батареях, и это покрывает большую часть ежедневных поездок, так что вам не придется так часто подзаряжать автомобиль. Запас хода нашего автомобиля в четыре раза больше по сравнению с другими электромобилями с батареей такого же размера, но без интеграции солнечной энергии. Вот почему мы считаем, что эта технология имеет такой большой потенциал для внедрения электромобилей [в] массы».

Алюминиевая рама покрыта солнечными панелями, которые состоят из более чем 248 интегрированных элементов, по словам компании, и автомобиль будет оснащен бортовой двунаправленной зарядкой, которая позволит потребителю использовать энергию, накопленную в батарее, для питания дома или других электронных устройств через настенный блок. Эта функция, наряду с совместным использованием поездок и автомобилей, будет доступна с помощью приложения Sono, которое также выполняет функцию цифрового ключа.

Большая часть предварительных заказов на автомобиль поступила из Европы, где и будет происходить выход на рынок. 90% заказов поступило из Германии или «немецкоговорящих стран», а остальные 10% — из таких стран, как Нидерланды, Испания, Франция, Италия и Швеция, где будут производиться автомобили. Sono заключила партнерство с National Electric Vehicle Sweden (NEVS) для производства автомобилей на бывшем заводе Saab. По словам Кристиана, мощность завода должна составлять 43 000 автомобилей в год, а всего за семь лет будет произведено около 260 000 автомобилей.

Как и многие другие автопроизводители (GM, Arrival), Sono разрабатывает «единую базовую» автомобильную платформу, на основе которой она надеется строить будущие модели. Sion — первая модель, но компания также рассматривает возможность производства кроссовера и грузового фургона для доставки грузов на последние мили.

«Мы намерены использовать в Sion модульные системы, включая силовой агрегат, шасси, тепловую установку и некоторые электронные устройства», — говорится в заявлении Sono, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам. «Эти модульные системы также могут быть использованы для других типов автомобилей без каких-либо или только незначительных модификаций».

Солнечная технология Sono была разработана для интеграции в другие транспортные средства, а также для лицензирования различных архитектур транспортных средств, таких как автобусы, грузовики и транспортные средства последней мили. Компания заявляет, что уже отправила предсерийные образцы клиентам и подписала более 10 писем о намерениях и коммерческих контрактов для изучения стратегических вариантов использования.

«Транспортная и логистическая отрасли, в частности, очень сосредоточены на общей стоимости владения, где наша солнечная интеграция может значительно снизить эксплуатационные расходы», — говорится в заявлении SEC. «У нас есть несколько патентов, выданных или находящихся в процессе оформления, защищающих нашу запатентованную технологию. Кроме того, благодаря патентам, тестированию большого количества различных полимерных материалов и нескольким соответствующим компонентам для полной интеграции солнечной энергии, таким как силовая электроника, особенно MCU, мы имеем до четырех лет передовых разработок впереди тех, кого мы считаем нашими значимыми конкурентами».

MCU — это «центральный блок отслеживания точки максимальной мощности» Sono, который, по словам компании, решает проблему неравномерного воздействия солнечного света из-за того, что солнечные батареи установлены на разных частях экстерьера.

Соно также считает, что более половины автомобилей, продаваемых в 2030 году, будут пригодны для дооснащения солнечными батареями, включая треть автомобилей, пригодных для интеграции солнечной энергии. В последние годы цены на производство солнечной энергии снизились, а эффективность солнечных батарей выросла, что может повлиять на дальность хода электромобилей.

«Кроме того, резкий рост продаж электромобилей и относительно медленное увеличение количества зарядных станций создадут узкое место для внедрения электромобилей в больших масштабах», — пишет компания в своем заявлении. «Мы считаем, что даже в ближайшие несколько лет люди, живущие в квартирах без частного доступа к зарядке, будут неохотно покупать электромобили из-за неуверенности в том, что они смогут найти подходящие варианты зарядки».

Аутсорсинг производства в NEVS является одним из «ключевых отличий» в стратегии Sono по эффективному и масштабируемому производству автомобиля. Другие компании занимаются только продажами B2C, что позволяет отказаться от кирпичных и минометных магазинов; нет необходимости в штамповке стали из-за алюминиевой пространственной рамы; и нет необходимости в покраске из-за солнечных батарей. Но на NEVS сложно положиться. Компания принадлежит китайской фирме Evergrande, которая имеет 88 миллиардов долларов непогашенного долга и угрожает глобальным финансовым кризисом.

«NEVS является нашим производственным партнером с 2019 года, и с тех пор мы находимся в тесном обмене мнениями, и в настоящее время остаемся таковыми», — сказал Кристианс. «Производство Sion в настоящее время не затронуто реструктуризацией». Подготовка завода к предсерийному производству, запланированному на 2022 год, и серийному производству Sion, запланированному на первую половину 2023 года, идет по плану».

Sono Motors разрабатывает несколько запасных планов на всякий случай. План А по-прежнему предусматривает производство Sion на NEVS, но компания изучает альтернативные сценарии и варианты, включая использование свободных мощностей других европейских контрактных производителей, по словам Кристиана.

Тем не менее, NEVS ищет нового владельца, так что, возможно, в конечном итоге все будет хорошо для Sono, но стартап, вероятно, не может позволить себе задержки производства. В 2018 году у Sono было 7 000 предварительных заказов, которые должны были поступить к клиентам к 2019 году. Эти заказы были отложены до 2021 года. Если Sono не начнет поставки и масштабирование в ближайшее время, он столкнется не только с репутационными проблемами.

При цене $3 000 за предзаказ у Sono есть около $48 миллионов в банке. Но одной этой суммы будет недостаточно для запуска Sion в производство, а Sono уже испытывает нехватку наличности. В первой половине года компания потеряла около 29 миллионов долларов, согласно заявлению Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а чистые убытки привели к накопленному дефициту в 123 миллиона долларов. Компания заявила, что она «продолжит нести убытки и зависеть от внешнего финансирования в обозримом будущем, по крайней мере, до тех пор, пока мы не начнем материальные поставки Sion и пока мы значительно не увеличим масштабы нашей деятельности, включая монетизацию нашей солнечной технологии».

К счастью, это IPO дало компании хорошую подушку безопасности, чтобы довести Sion до производства. Выйдя на IPO, компания привлекла 150 миллионов долларов, которые, по словам представителей компании, будут использованы для разработки Sion с упором на следующее поколение прототипов из серийных компонентов.