США наращивает производство аккумуляторов с помощью 13 новых гигафабрик

Энергетический переход является движущей силой следующего товарного суперцикла, открывающего огромные перспективы для производителей технологий, энергетических трейдеров и инвесторов. Действительно, по оценкам BloombergNEF, глобальный переход потребует ~$173 трлн. инвестиций в энергоснабжение и инфраструктуру в течение следующих трех десятилетий, при этом ожидается, что к 2050 году возобновляемые источники энергии обеспечат 85% наших энергетических потребностей.

Переход от ДВС к ЭВ стал центральным пунктом глобального движения за электрификацию. В 2020 году мировые продажи электромобилей выросли на 39% по сравнению с предыдущим годом и составили 3,1 миллиона единиц, что является впечатляющим достижением в разгар серьезного кризиса здравоохранения. Однако Bloomberg New Energy Finance (BNEF) утверждает, что 2021 год станет «еще одним рекордным годом для продаж EV в мире»: по оценкам, будет продано 5,6 млн единиц, что соответствует росту на 83% по сравнению с прошлым годом и на 168% больше, чем в 2019 году. По прогнозам BNEF, к 2030 году ежегодные продажи электромобилей во всем мире приблизятся к 30 миллионам единиц.

Это означает, что миру потребуется масштабное наращивание производства электрических батарей. Действительно, по данным Министерства энергетики, мировой рынок литиевых батарей в ближайшее десятилетие вырастет в 5-10 раз.

К счастью, Соединенные Штаты, похоже, справятся с этой задачей.

По данным Министерства энергетики США, к 2025 году в США ожидается открытие 13 новых гигафабрик по производству аккумуляторных батарей.

Помимо новой «Гигафабрики Техас» компании Tesla Inc. (NASDAQ:TSLA) в Остине, Ford Motors (NYSEF) планирует построить три гигафабрики: одну на северо-востоке от Мемфиса, штат ТН, и две в центральной части штата Нью-Йорк, причем две последние являются совместным предприятием компании и южнокорейского энергетического конгломерата SK Innovations.

General Motors (NYSE:GM) планирует построить не менее четырех гигафабрик, одна из которых будет СП с LG Chem (OTCPK:LGCLF), а три другие — СП с LG Energy Solution (LGES). LGES является одним из ведущих мировых производителей батарей для электромобилей, поставляя их таким компаниям, как Tesla и General Motors. LG Energy Solution подала заявку на предварительное одобрение IPO, которое, по данным издания IFR, может принести от $10 млрд до $12 млрд, что станет крупнейшим в истории Южной Кореи. LGES объявила о планах инвестировать более $4,5 млрд в свой аккумуляторный завод в США к 2025 году.

Между тем, SK Innovations планирует построить два завода по производству батарей на северо-востоке Атланты, штат Джорджия; Stellantis N.V. (NYSE:STLA) объединяется с LG Energy Solution и Samsung SDI для строительства двух заводов в еще не определенных местах, а Toyota Motor Corp. (NYSE:TM) и Volkswagen (OTCPK:VWAGY) планируют построить по одной гигафабрике на юго-востоке Гринсборо, штат Северная Каролина, и Чаттануга, штат Северная Каролина, соответственно.

Годовые продажи пассажирских электромобилей (аккумуляторные электромобили (BEV) и подключаемые гибридные электромобили (PHEV))

Прогнозы мирового спроса на литий-ионные батареи для электромобилей

Источник: Министерство энергетики США

Инвестиции в аккумуляторы

Многие эксперты в области энергетики, включая Управление энергетической информации США (EIA), UBS, BloombergNEF, S&P Market Intelligence, Wood Mackenzie и другие, крайне положительно оценивают перспективы отрасли аккумуляторных батарей — как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе — по мере того, как развитие экологически чистой энергетики набирает огромные обороты.

По данным Bloomberg New Energy Finance, к 2050 году на долю солнечной и ветровой энергии будет приходиться почти половина мирового энергобаланса. Однако прерывистый характер этих возобновляемых источников означает, что крупномасштабные накопители абсолютно необходимы для того, чтобы мир успешно отказался от высокой зависимости от ископаемого топлива.

Резкий рост производства литий-ионных батарей с 2010 года можно объяснить огромным улучшением технологии с точки зрения стоимости и производительности.

За последнее десятилетие снижение цен на 85% способствовало революции в технологии литий-ионных батарей, впервые в истории сделав реальностью электромобили и крупномасштабное коммерческое развертывание батарей.

Следующее десятилетие будет определяться массовым увеличением объемов хранения энергии в коммунальном секторе.

Коммунальные службы Соединенных Штатов пытаются сократить выбросы вредных веществ в атмосферу путем внедрения аккумуляторных батарей (мощностью один мегаватт (МВт) и более).

В марте 2019 года компания NextEra Energy (NYSE:NEE) объявила о планах строительства во Флориде проекта по хранению энергии мощностью 409 МВт, который будет питаться от солнечной энергии коммунального масштаба.

Компания Xcel Energy (NASDAQ:XEL) планирует заменить свои угольные блоки Comanche инвестициями в размере $2,5 млрд. в возобновляемые источники энергии и аккумуляторные батареи, включая 707 МВт солнечных фотоэлектрических установок, 1 131 мегаватт (МВт) ветра и 275 МВт аккумуляторных батарей в штате Колорадо.

В октябре компания Duke Energy (NYSE:DUK) объявила о планах строительства проекта по хранению энергии в гражданском центре Андерсона, штат Каролина, включая инвестиции в размере 500 миллионов долларов США в проекты по хранению энергии на аккумуляторах для выработки электроэнергии мощностью 300 МВт.

Интересно отметить, что эти компании, инвестирующие значительные средства в возобновляемые источники энергии, превзошли своих коллег, получив прибыль в 33,7%, 31,1% и 17,6% соответственно, по сравнению с 13,3% прибыли в отрасли за последний год.

Перспективы отрасли аккумуляторных батарей настолько радужны, насколько они вообще возможны.

По данным EIA, с 2014 года (214 МВт) по март 2019 года (899 МВт) действующие мощности аккумуляторных батарей в США выросли более чем в четыре раза. По прогнозам организации, к 2023 году мощность батарейных накопителей может превысить 2500 МВт, или увеличиться на 180%, при условии, что запланированные в настоящее время вводы будут завершены, а текущие действующие мощности не будут выведены из эксплуатации.

По оценкам UBS, рынок накопителей энергии в США может вырасти до 426 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия.

Источник: EIA

Взрывной спрос на аккумуляторные металлы

По оценкам BloombergNEF, глобальный переход потребует ~$173 трлн. инвестиций в энергоснабжение и инфраструктуру в течение следующих трех десятилетий, при этом ожидается, что к 2050 году возобновляемые источники энергии обеспечат 85% наших энергетических потребностей.

По прогнозам BNEF, к 2030 году потребление лития и никеля в секторе аккумуляторов превысит текущий уровень как минимум в 5 раз, а спрос на кобальт, используемый во многих типах аккумуляторов, подскочит примерно на 70%. В то же время резко возрастет спрос на различные сырьевые товары для электромобилей и батарей, такие как медь, марганец, железо, фосфор и графит — все они необходимы для технологий чистой энергии и расширения электрических сетей.

Другие эксперты в области энергетики настроены столь же оптимистично.

Согласно недавнему анализу, проведенному Eurasia Review, цены на медь, никель, кобальт и литий могут достичь исторических максимумов в течение беспрецедентно длительного периода времени при сценарии чистого нулевого выброса, при этом общая стоимость производства вырастет более чем в четыре раза в период 2021-2040 годов и даже сравняется с общей стоимостью производства сырой нефти.

По мнению аналитиков, в сценарии с нулевым уровнем выбросов бум спроса на металлы может привести к более чем четырехкратному увеличению стоимости производства металлов — в общей сложности 13 триллионов долларов, накопленных за следующие два десятилетия только по четырем металлам. Это может сравниться с предполагаемой стоимостью добычи нефти в сценарии с нулевым уровнем выбросов за тот же период, что сделает четыре металла макрозначимыми для инфляции, торговли и производства, а также обеспечит значительные прибыли для производителей сырья.

Расчетный кумулятивный реальный доход от мирового производства отдельных энергетических переходных металлов, 2021-40 (млрд. долларов США 2020 года)

Источник: Евразийское обозрение

Алекс Кимани для Oilprice.com