Анализ цепочки создания стоимости Starbucks

Концепция управления бизнесом в цепочке создания  стоимости  была представлена ​​и описана Майклом Портером в его популярной книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание высочайшей производительности». Концепция цепочки создания стоимости включает в себя все аспекты операционной деятельности предприятия и может быть изучена в сочетании с цепочкой поставок.

В то время как цепочка поставок фокусируется на процессе закупки товаров и услуг у поставщиков, цепочка создания стоимости изучает добавленную стоимость через различные промежутки времени посредством серии действий или процессов, направленных на создание прибыльной стоимости для предлагаемого продукта. Майкл Портер в своей книге обсуждает анализ цепочки создания стоимости с разных точек зрения. Однако есть несколько важных компонентов, о которых следует знать, когда начинаешь разбираться в анализе цепочки создания стоимости.

Ключевые выводы

  • Майкл Портер представил модели цепочки создания стоимости в статье «Конкурентные преимущества: создание и поддержание высоких показателей».
  • Анализ цепочки создания стоимости может дополнять другие виды анализа эффективности управления бизнесом.
  • Starbucks — одна из компаний, которую интересно анализировать с точки зрения цепочки создания добавленной стоимости из-за существенной добавленной стоимости от закупки кофейных зерен до распределения и от поставки магазина покупателю.

Основы цепочки создания стоимости

В целом, хозяйственная деятельность в цепочке добавленной стоимости   обычно делится на основные и второстепенные. Основная деятельность напрямую связана с созданием товара или услуги. Вспомогательные мероприятия — это те, которые помогают повысить эффективность и работу предложения, чтобы получить более сильное конкурентное преимущество  среди коллег.

В целом, предприятия и бизнес-менеджеры стремятся максимизировать свою  прибыль  и, таким образом, работают над тем, чтобы обеспечить преобразование входов в выходы, которые имеют большую ценность при объединении. Маржа валовой прибыли — это показатель в отчете о прибылях и убытках, с помощью которого можно легко определить создание стоимости. Маржа валовой прибыли представляет собой разницу между валовой выручкой компании и стоимостью проданных товаров, деленной на общую валовую выручку. Чем выше валовая прибыль, тем больше компания получает от комбинации товаров, используемых для создания ее продукта.

Двигаясь вниз по отчету о прибылях и убытках, операционная маржа помогает проанализировать ценность, создаваемую косвенными видами деятельности, такими как администрирование, исследования, маркетинг и другие уникальные расходы. Маржа прибыли может быть менее важной для анализа цепочки создания стоимости, поскольку она фокусируется на капитальных затратах компании, налогах и инвестиционной деятельности, которые играют меньшую роль в цепочках создания стоимости и цепочках поставок.

В целом, чем большую ценность компания может создать по отношению к валовой марже и операционной марже, тем большую ценность она может создать для своей чистой прибыли, в результате чего капитальные затраты, налоги и инвестиционная деятельность станут отдельными изолированными переменными. Анализ производственно-сбытовой цепочки Портера помогает глубже понять компоненты валовой и операционной прибыли, а также выделить различные категории для прямой и косвенной оценки.

Для бизнес-менеджеров анализ цепочки создания стоимости часто так же важен, как анализ цепочки поставок наряду с другими ключевыми показателями и измерениями эффективности.

Starbucks

Анализ Starbucks ( веб-сайту, миссия Starbucks заключается в том, чтобы «вдохновлять и развивать человеческий дух — одного человека, одну чашку и один район за раз».

Проведенный Майклом Портером анализ цепочек создания стоимости дает следующие наглядные пособия для изучения.

Основная деятельность Starbucks

Краткий обзор

Анализ цепочки создания стоимости Портера рассматривает пять основных направлений деятельности.

Входящая логистика

Входящая  логистика  для Starbucks связана с тем, что назначенные компанией покупатели кофе выбирают кофейные зерна высшего качества от производителей из Латинской Америки, Африки и Азии. В случае Starbucks, зеленые или необжаренные бобы закупаются непосредственно на фермах покупателями Starbucks. Их транспортируют на места хранения, после чего зерна обжаривают и упаковывают.

Стоимость бобов повышается за счет запатентованной технологии обжарки и упаковки Starbucks, что помогает повысить их продажную стоимость. Затем фасоль отправляется в распределительные центры, некоторые из которых принадлежат компании, а некоторые находятся в ведении других логистических компаний. Компания не передает закупки на аутсорсинг, обеспечивая высокие стандарты качества с момента выбора кофейных зерен.

Операции

Starbucks работает на более чем 80 рынках либо в форме магазинов, принадлежащих непосредственно компании, либо в форме лицензированных магазинов. (Starbucks не следует традиционным условиям франчайзинга.) Компания имеет более 32 000 магазинов по всему миру. Он также является владельцем нескольких брендов, включая Teavana, Seattle’s Best Coffee и Evolution Fresh.

Согласно его финансовым отчетам, 81% общей чистой выручки компании за первую половину 2020  финансового года приходилось на магазины, принадлежащие компании, в то время как на лицензированные магазины приходилось 11%.

Исходящая логистика

Посредников в продаже продуктов для Starbucks очень мало или совсем нет. Большинство товаров продается в магазинах. Однако хранение и распространение в розничные точки имеют важное значение.

Маркетинг и продажи

Starbucks больше инвестирует в продукты высшего качества и высокий уровень  обслуживания клиентов,  чем в агрессивный маркетинг. Тем не менее, маркетинговая деятельность, основанная на потребностях, осуществляется компанией во время запуска новых продуктов в виде выборки образцов в зонах вокруг магазинов.

Услуга

Starbucks стремится к повышению лояльности клиентов за счет обслуживания клиентов в магазине. Фирменная цель розничной торговли Starbucks всегда заключалась в том, чтобы предоставить клиентам уникальный опыт работы со Starbucks.

Сервисное обучение — ключевой компонент цепочки создания стоимости, который помогает сделать ее предложения уникальными. Значительная ценность создается, когда бариста готовят напитки для клиентов.

Поддержка Starbucks

Краткий обзор

Портер выделяет четыре вида вспомогательных мероприятий, которые могут быть важны при анализе цепочки создания стоимости.

Инфраструктура

Сюда входят такие отделы, как управление, финансы, юриспруденция и т. Д., Которые необходимы для поддержания работы магазинов компании. В офисах Starbucks работают бизнес-менеджеры. У него также есть менеджеры магазинов, которые помогают контролировать хорошо спроектированные и приятные магазины, а также хорошее обслуживание клиентов, обеспечиваемое преданной командой сотрудников в зеленых фартуках.

Управление человеческими ресурсами

Преданные своему делу сотрудники считаются ключевым атрибутом успеха и роста компании на протяжении многих лет. Сотрудники Starbucks мотивированы щедрыми льготами и поощрениями. Компания известна заботой о своих кадрах, что является основной причиной низкой текучести кадров, что свидетельствует об отличном   управлении человеческими ресурсами. Существует множество программ обучения, проводимых для сотрудников в условиях рабочей культуры, которая поддерживает мотивацию и эффективность сотрудников.

Развитие технологий

Starbucks хорошо известна тем, что использует технологии не только для процессов, связанных с кофе (для обеспечения единообразия вкуса и качества наряду с экономией средств), но и для связи со своими клиентами. Многие клиенты используют магазины Starbucks как временные офисы или места для встреч из-за бесплатного и безлимитного Wi-Fi.

Starbucks запустила несколько платформ, где клиенты могут задавать вопросы, давать предложения, открыто выражать мнения и делиться опытом. Технологии помогают реализовать эту обратную связь, особенно в области программы вознаграждений.

Starbucks также использует систему Apple iBeacon, в которой клиенты могут заказать напиток через телефонное приложение Starbucks и получить уведомление о его готовности, когда они войдут в магазин.

Закупка

Закупки интегрированы в различные аспекты цепочки поставок. Портер рассматривает закупки как вспомогательную деятельность. Многие компании устанавливают общие условия, требования и стандарты для всех своих сделок по закупкам. Однако отношения в сфере закупок обычно сильно различаются. Starbucks берет на себя все закупки собственных кофейных зерен, что считает одним из своих конкурентных преимуществ.

1:19

Суть

Концепция анализа цепочки создания стоимости помогает бизнес-менеджерам лучше выявлять полезные и бесполезные виды деятельности. Не ограничиваясь стандартными средствами анализа эффективности, а также стремясь интегрировать и фиксировать анализ цепочки создания стоимости в бизнес- показателях, заинтересованные стороны могут сделать важные выводы, связанные с операционными процессами.

В целом, анализ цепочки создания стоимости может использоваться для потенциального выявления возможностей повышения стоимости на различных этапах бизнес-цикла, что также способствует повышению рентабельности.