Tata вернула контроль над проблемной Air India, предложив $2,4 млрд.

Афтаб Ахмед и Адити Шах

НЬЮ-ДЕЛИ (Рейтер) — Компания Tata Sons вернет себе контроль над Air India, предложив $2,4 млрд, включая акционерный капитал и долговые обязательства, сообщило правительство в пятницу, что ознаменовало конец многолетней борьбы за приватизацию авиакомпании, находящейся в тяжелом финансовом положении.

Успешная продажа убыточного национального флагмана станет большой победой для премьер-министра Нарендры Моди, поскольку в течение последнего десятилетия он обходился налогоплательщикам в среднем почти в 3 миллиона долларов в день. Это также станет хорошим предзнаменованием для запланированной продажи акций множества государственных компаний с целью пополнения государственной казны и превращения Индии в полностью рыночную экономику.

Talace Pvt Ltd, подразделение Tata Sons — холдинговой компании автопромышленного конгломерата Tata, владеющей производителем автомобилей класса люкс Jaguar Land Rover — приобретет 100% акций Air India, сообщил Тухин Канта Пандей, секретарь Департамента инвестиций и управления государственными активами.

Сделка, которая, как ожидается, будет завершена к концу года, возвращает Air India в руки группы, которая основала ее как Tata Airlines в 1932 году до национализации в 1953 году.

Сумма предложения включает в себя то, что Tata берет на себя $2 млрд из общей суммы долга Air India в $8,2 млрд, в результате чего стоимость собственного капитала для правительства составляет всего около $400 млн.

В настоящее время Tata управляет двумя авиакомпаниями — Vistara, единственным в Индии полносервисным авиаперевозчиком, созданным совместно с Singapore Airlines, а также бюджетной авиакомпанией AirAsia India, созданной совместно с малайзийской AirAsia Group.

Добавление Air India даст Tata совокупную долю около 27% рынка внутренних авиаперевозок страны, уступая только IndiGo.

Член семьи и почетный председатель совета директоров Tata Sons Ратан Тата заявил в Twitter, что, хотя восстановление репутации Air India потребует «значительных усилий», это даст компании Tata большие возможности в авиационной промышленности.

«С возвращением, Air India!», — написал он в твиттере.

Приобретение позволит Tata получить дополнительно 4 400 внутренних и 1 800 международных слотов в индийских аэропортах в год, а также 900 слотов в зарубежных аэропортах, самые прибыльные из которых находятся в лондонском Хитроу.

«Air India обеспечивает уникальное и привлекательное международное присутствие», — говорится в заявлении Tata Sons, добавляя, что более двух третей ее доходов поступает с международных рынков, таких как Северная Америка, Европа и Ближний Восток.

Tata получит 8 000 штатных сотрудников, которых по условиям сделки она должна сохранить как минимум на один год, и около 120 самолетов, в основном старых узкофюзеляжных самолетов Airbus, а также несколько более новых широкофюзеляжных самолетов Boeing.

Она также станет единственным владельцем бюджетного подразделения Air India — Air India Express, что, вероятно, даст группе конкурентное преимущество, говорит Суман Чоудхури, главный аналитик мумбайской компании Acuité Ratings & Research.

«Однако способность оптимизировать затраты и рационализировать операции станет серьезным вызовом и ключом к прибыльности», — сказал он.

Администрации Моди потребовалось более четырех лет, чтобы найти покупателя для Air India. Последние попытки начались в январе 2020 года, всего за несколько недель до того, как пандемия COVID-19 поставила на колени мировую индустрию авиаперевозок.

За последние десять лет правительство потратило около 15 миллиардов долларов из средств налогоплательщиков на Air India, известную своим талисманом Махараджей, сказал Пандей, добавив, что сделка позволит остановить отток средств, выделенных на спасение компании.

(Репортаж Афтаба Ахмеда и Адити Шах; дополнительный репортаж Криса Томаса в Бенгалуру; редактирование Эдвины Гиббс, Кирстен Донован)