Три черты Веб 3.0, которые исправляют то, что пошло не так в современном интернете
Технология блокчейн прошла долгий путь. Еще не так давно криптовалюты оставались на задворках, их проповедовало ярое меньшинство. Повествование изменилось, когда пандемия COVID-19 заставила людей сидеть дома, имея достаточно времени, чтобы погрузиться в новые интересы. Криптовалюта выиграла от повышенного внимания, войдя в повседневные разговоры среди друзей, семьи и коллег.
Несмотря на это, криптовалютам еще рано развиваться. Широкое распространение криптовалют остается труднодостижимым, а традиционные технологические воротилы сохраняют свою хватку в цифровой экономике. Чтобы ослабить эту хватку, те из нас, кто строит децентрализованный интернет, или Веб 3.0, должны сделать лучшую работу по определению того, что будет поставлено на карту, если мы продолжим придерживаться статус-кво.
У нас есть особенно убедительная возможность захватить этот нарратив после того, как в прошлом месяце настроения против централизованных контролеров Веб 2.0 стали особенно кислыми. Ставки становятся все более очевидными, поскольку мы видим, как структурное неравенство Web 2.0 влияет на всех нас.
Во-первых, Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) дал показания перед Конгрессом, поскольку бывший сотрудник рассказал о скрытых исследованиях, показывающих, что платформа ставит «прибыль выше безопасности» своих пользователей. Эти показания сопровождались крупным сбоем в работе Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), затронувшим все ее продукты по всему миру. И, наконец, анонимный хакер опубликовал данные о платформе Twitch, принадлежащей Amazon.com Inc. для потокового вещания видеоигр, включая исходный код и выплаты создателям, в попытке «стимулировать больше нарушений и конкуренции в сфере потокового онлайн-видео».
Хотя я не оправдываю несанкционированный доступ к служебной информации компании, я, конечно, понимаю эмоции, связанные с этим. Как предприниматель, работающий в сфере Web 3.0 и сосредоточенный на создании открытой инфраструктуры для потокового видео, я считаю, что размер и охват Twitch, YouTube и Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) могут препятствовать инновациям. У начинающих сервисов не так много места для того, чтобы пробить себе дорогу на территорию, где доминирует эффект масштаба (и доступ к глазным яблокам), которым пользуются эти компании.
Итак, как мы можем вернуть Интернет к его первоначальному видению как открытой платформы и глобальной утилиты, где каждый может вносить свой вклад и создавать? Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы принять больше строителей и пользователей в ядро процветающей экосистемы Web 3.0.
Открытый код
Открытый исходный код Web 3.0 означает, что вместо взлома и утечки собственного кода, участники могут сотрудничать над технологиями и функциями с первого дня. Противопоставьте это «огородам», построенным и защищенным «воротилами» Больших Технологий. Как только вы оказываетесь заперты внутри, у вас практически нет возможности вернуться или выйти. Люди, компании и разработчики просто подчиняются капризам централизованной власти, вынужденные адаптироваться к изменениям в продукте или условиях.
Я не понаслышке знаю, какое огромное влияние оказывают эти «привратники» на разработчиков. После того как наша первая компания была куплена Groupon, мы с соучредителем построили компанию, которая полагалась на интерфейсы прикладного программирования (API) основных технологических воротил: Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Google, Pinterest и Twitter. Первоначально эти платформы были более открытыми, что позволило нам подключить наш сервис к этим платформам. Но внезапно доступ к ним был закрыт, поскольку эти платформы решили закрыть доступ для третьих лиц. Наш сервис в итоге потерпел неудачу, потому что эти платформы не остались открытыми, что стало наглядным уроком о рисках, связанных с построением на чужом технологическом стеке.
Этот опыт привел нас к следующему начинанию: созданию открытой видеоинфраструктуры для прямых трансляций. Создавая открытую и децентрализованную инфраструктуру, мы смогли привлечь разработчиков, взрастить сообщество и перераспределить стимулы, которые защищают все заинтересованные стороны. Такой подход требует перехода от мышления протекционизма к мышлению изобилия. Пирог либо очень большой, либо очень маленький. Поэтому конкуренция должна быть подавлена и предотвращена любой ценой, либо сумма больше, чем ее части, и сообщество может создать больше ценности вместе, чем в одиночку.
Стратегия: DeFi’s domino effect on NFTs and Web 3.0 adoption
Прозрачная экономика
В самом чистом виде экономика Веб 3.0 прозрачна и не требует разрешений, что дает заинтересованным сторонам уверенность в том, что укоренившиеся интересы не дергают за ниточки и не контролируют результаты в свою пользу. Эта форма творческого патронажа становится все более популярной с каждым днем, поскольку она гораздо более дружелюбна к творцам, чем существующие варианты.
Эта прозрачная экономика — то, чего не хватает создателям в существующей динамике Web 2.0. Поскольку создатели строят в «огородах», они остаются привязанными к экономике, которую выбирает каждая платформа. И если платформа меняет эту экономику, у создателя мало возможностей для защиты: Поскольку альтернатив немного, вариант ухода часто экономически нецелесообразен.
Создатели Веб 3.0 должны также подчеркнуть, как устранение привратников, берущих налоги, позволяет создателям оставлять себе больше денег, которые они заработали в своих сообществах. «Сохраняйте больше того, что вы зарабатываете» и «Поддерживайте больше того, что вы любите» — это отличные побудительные мотивы, поскольку Веб 3.0 стремится вытеснить Веб 2.0. С помощью таких сообщений можно не только расширить возможности создателей, но и дать возможность поклонникам отдавать больше своих денег любимым авторам.
Aligned incentives
Последним столпом Веб 3.0 является выравнивание стимулов между создателями, пользователями и самой платформой. Эти стимулы влияют на подотчетность и управление платформой, что в свою очередь влияет на токсичность, вовлеченность и контроль.
DeFi и Web 3.0: Unleashing creative juices with decentralized finance
Подотчетность и управление являются основными вопросами, когда речь идет о согласовании стимулов. Привратники Веб 2.0 имеют мало стимулов «поступать правильно» по отношению к создателям и пользователям. Зачем им это? Поскольку конкуренции практически нет, пользователи застряли в «огороде». И, будучи частными организациями с незначительным внешним регулированием, они могут делать все, что захотят. Это отношение по принципу «мы устанавливаем правила, так что берите или не берите» и менталитет «мы против них».
В Web 3.0 управление часто децентрализуется через децентрализованную автономную организацию, или DAO, или другие укоренившиеся механизмы обратной связи с сообществом. Децентрализация управления сообществом от централизованных органов власти приводит к тенденции к самомодерации. Сообщества, построенные на общих увлечениях, пользуются естественной модерацией, и когда члены сообщества переступают черту, сообщество принимает меры. А если члену сообщества что-то не нравится, он может внести на голосование сообщества предложения по изменению направления развития платформы.
В конечном итоге, создатели хотят иметь более прямые отношения со своими поклонниками и влиять на управление платформами, которые они используют. Парадигма Web 3.0 пытается решить эту проблему, создавая платформы, управляемые создателями, которые также позволяют пользователям быть владельцами платформ, часто координируемыми с помощью токенов. Поскольку они получают прямую выгоду от роста платформ, у пользователей есть стимул предоставлять ключевые услуги, такие как модерация, чтобы предотвратить такие вещи, как рейды ненависти.
Конечно, нет ничего идеального. Веб 3.0 все еще будет бороться с некоторыми проблемами модерации, с которыми сталкиваются другие крупные платформы. Критики децентрализованных платформ говорят, что отсутствие централизованного органа власти еще больше затруднит модерацию.
Но поскольку все больше платформ создается для обслуживания нишевых сообществ (а не для того, чтобы один субъект захватывал всех в «огороде»), эти небольшие сообщества становятся менее привлекательными объектами для токсичности, которая поражает более крупные платформы с глобальным охватом. Просто сложнее распространять дезинформацию и заниматься троллингом, когда существуют десятки или сотни платформ.
Адаптируйся или умри: Venture capital vs. crypto, blockchain, DAOs and Web 3.0
Что дальше для Веб 3.0
Создатели Веб 3.0 должны переосмыслить этот нарратив и перейти от принципа «победитель получает все» к принципу «сообщество превыше всего». Это будет нелегко. И еще предстоит пройти путь, пока Web 3.0 не создаст больше богатства для создателей, чем когда-либо создавал Интернет.
По мере развития Веб 3.0 мы также должны защитить себя от регресса к среднему. Было бы обидно просто повторить существующую модель привратников. Вот почему мы должны продолжать ловко передавать повествование о Веб 3.0, чтобы помочь разработчикам и обычным пользователям понять ценность Веб 3.0 — и подводные камни, связанные с сохранением текущей динамики Веб 2.0.
После того, как мы наблюдали за недавними неудачами Веб 2.0, становится ясно, что нам и дальше будут приводить впечатляющие примеры того, насколько мы сошли с пути, и что нам нужно сделать, чтобы восстановить первоначальное видение Интернета как открытого места, способствующего развитию и творчеству общества.
Мы в этом деле надолго. Мы должны вести информационную работу, прислушиваться к мнению пользователей и строить, прежде всего, с учетом интересов сообщества.
Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный и торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.
Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения нашего сайта.
Даг Петканикс является соучредителем компании Livepeer, где команда создает децентрализованную платформу для прямых видеотрансляций, чтобы обеспечить следующее поколение потокового видео. До Livepeer Даг был соучредителем и генеральным директором Wildcard, мобильного браузера. Он также был соучредителем компании Hyperpublic, которая была приобретена компанией Groupon. В обеих компаниях он был вице-президентом по инженерным вопросам.