Что такое бизнес-модель Alibaba?


Бизнес-модель Alibaba: обзор

Заманчиво описать Alibaba (BABA) как китайскую альтернативу таким американским гигантам онлайн-торговли, как Amazon (AMZN) и eBay (EBAY). Но бизнес-модель Alibaba  в некоторых отношениях неожиданно отличается от ведущих бизнесов в сфере электронной коммерции в США. Alibaba состоит из трех основных бизнесов:


  • Алибаба
  • Таобао
  • Tmall

Все три являются торговыми марками для веб-сайтов электронной коммерции, которые объединяют различные типы покупателей и продавцов, позволяя Alibaba выступать в качестве посредника  в развивающейся индустрии электронной коммерции Китая.

Ключевые выводы

  • Alibaba Group управляет тремя крупными компаниями, обслуживающими рынок B2B, рынок массового потребителя и рынок высококлассных потребителей.
  • Во всех этих сферах деятельности Alibaba выступает в роли посредника, размещая покупателей и продавцов, но не обрабатывая товары.
  • Три его крупных сайта, Alibaba, Taobao и Tmall, входят в десятку лучших по глобальному охвату.

Бизнес-модель Alibaba в деталях

Alibaba (BABA) может похвастаться разнообразной сногсшибательной статистикой. По данным emarketer, на долю компании приходилось 53,3% всех розничных онлайн- продаж в Китае в 2020 году.

По данным Alexa, компании по анализу данных, принадлежащей Amazon, с 2020 года все три ее основных бизнеса занимают места в списке 10 самых популярных сайтов в мире.

По состоянию на июнь 2020 года у компании было 758 миллионов активных пользователей по сравнению с 742 миллионами кварталом ранее. Это более чем вдвое превышает все население США.

Alibaba зарегистрировала заказы на сумму 74,1 миллиарда долларов 11 ноября 2020 года, в дату ежегодного китайского эквивалента Черной пятницы, называемой Днем холостяков.Это почти вдвое превышает предыдущий рекордный день продаж в 38,4 миллиарда долларов в предыдущий День холостяков в 2019 году. Эти цифры противоречат продолжающейся торговой войне страны с США и глобальному влиянию пандемии коронавируса.

758 миллионов

Количество активных пользователей, по данным Alibaba, по состоянию на июнь 2020 года.

Alibaba B2B

Alibaba.com был запущен в 1999 году в Ханчжоу Джеком Ма, бывшим учителем английского языка, вместе с группой из 17 друзей. Это бизнес-бизнес торговую платформу, соединяя производителей и оптовиков с покупателями со всего мира.

Продавцы платят Alibaba ежегодные сборы продавцов и комиссионные с продаж. Они могут бесплатно размещать ограниченное количество продуктов, но имеют возможность заплатить за ряд преимуществ, таких как более широкое распространение на сайте и неограниченное количество списков продуктов.

Taobao B2C

На китайском языке Taobao означает «поиск сокровищ». Taobao.com превратился в крупнейший торговый сайт Китая. На сайте Taobao, основанном в 2003 году, представлены сотни миллионов товаров и услуг от миллионов продавцов.

Taobao не взимает комиссию за транзакции, и торговцы могут присоединиться к сайту бесплатно, что помогло сайту завоевать огромную базу пользователей в Китае. Его основной источник дохода – это плата за рекламу, которую платят продавцы, которые хотят выделиться среди буквально миллионов конкурентов на сайте.

В то время как Alibaba.com  ориентирован на бизнес-клиентов, Taobao ориентирован на бизнес-потребителей или потребителей-потребителей, что позволяет малым предприятиям и частным лицам открывать интернет-магазины.

Чтобы помочь покупателям выбирать среди огромного количества продавцов, на сайте есть рейтинговая система, которая отражает, сколько транзакций успешно завершил каждый  продавец. Покупатели могут напрямую задавать вопросы продавцам через программу обмена сообщениями Alibaba Group.

Продавцы имеют возможность покупать рекламу и другие услуги, чтобы выделиться на веб-сайте и повысить продажи. Рекламодатели могут выбирать между маркетингом с оплатой по результатам и медийным маркетингом. Эта реклама является основным средством, с помощью которого Alibaba зарабатывает на Taobao.

Транснациональные бренды Tmall

Tmall.com, запущенный в 2008 году, предлагает фирменные продукты, ориентированные на растущий средний класс Китая. В то время как Taobao больше обслуживает мелких торговцев и частных продавцов, Tmall ориентирован на более крупные компании, включая транснациональные бренды, такие как Nike ( NKE ) и Apple ( AAPL ).

Именно Tmall впервые объявил День холостяков в 2009 году ежегодным промо-мероприятием.

Tmall взимает с торговцев депозит, годовую плату и комиссию за транзакции. Продавцы на Tmall имеют доступ к аналитическим инструментам, показывающим количество посетителей, просмотров страниц и рейтинги клиентов, которые помогают принимать бизнес-решения.

Tmall – это часть Alibaba, которая больше всего похожа на eBay и Amazon, которые также взимают комиссию за транзакции со сторонних продавцов.

Американские предприятия Alibaba

Пока успех Alibaba на потребительском рынке США был ограничен.

В 2015 году он продал свой американский розничный сайт 11Main.com компании OpenSky вместе с логистическими и фулфилментскими компаниями, которые его поддерживали. В результате сделки Alibaba стала владельцем 37% OpenSky.

Компания инвестировала в другие предприятия США, включая Zulilly, SnapChat и Lyft.

Alibaba эксплуатировала 11Main всего год, что вызвало у инвесторов некоторые предположения о том, что ее основной интерес заключается в повышении своего статуса в Америке до запуска первичного публичного размещения акций в сентябре 2014 года.

Программное обеспечение против складов

В отличие от Amazon, Alibaba Group не имеет запасов и складов. Скорее, Alibaba создала программные платформы, которые облегчают обмен товарами и услугами. Хотя выручка Alibaba ниже, чем у Amazon, у нее выше операционная маржа и маржа прибыли.

В этом отношении Alibaba больше похожа на eBay, которая объединяет покупателей и продавцов, не касаясь товаров.

Amazon, напротив, построил и поддерживает всемирную сеть складов, где заказы упаковываются, а затем доставляются отдельным потребителям в 15 странах и их количество растет. Программное обеспечение проще в управлении.

Алибаба и Байду

Один интересный элемент бизнес-стратегии Alibaba заключается в ее отношениях с Baidu, которая управляет ведущей поисковой системой Китая. Alibaba блокирует индексирование паука Baidu как Taobao, так и Tmall, что означает, что страницы с этих веб-сайтов не отображаются в результатах поиска Baidu. В результате покупатели должны идти прямо на Taobao и Tmall для поиска. Это, в свою очередь, увеличивает ценность поиска на Taobao и Tmall.

Когда покупатель выполняет поиск на Taobao и Tmall, рядом с результатами поиска появляется реклама продавцов. Этот аспект бизнес-модели Alibaba похож на Google ( GOOGL ), который получает значительную часть своих доходов за счет онлайн-рекламы.

Краткий обзор

Основной бизнес Alibaba сосредоточен на электронной коммерции. Его бизнес-модель сочетает в себе элементы многих ведущих технологических компаний США, а не копирует какую-либо из них.

Экосистема Alibaba Group

Помимо ведущих порталов электронной коммерции, Alibaba Group создала экосистему компаний, дополняющих их:

Alipay

Alipay – это сторонняя платежная онлайн-платформа, запущенная в 2004 году компанией Alibaba Group. Он предоставляет услуги платежей и условного депонирования для транзакций на платформах Alibaba Group. Alibaba Group выделила Alipay в 2010 году.

Алимама

Запущенная в ноябре 2007 года, Alimama представляет собой платформу онлайн-маркетинга, которая предоставляет маркетинговые и рекламные услуги продавцам на торговых площадках Alibaba Group.

Китайская умная логистика

China Smart Logistics – это запатентованная платформа, которая предоставляет покупателям и продавцам доступ к информации в режиме реального времени для повышения эффективности доставки пакетов электронной коммерции.

Алиюн

Aliyun разрабатывает платформы для облачных вычислений и управления данными, чтобы порталы электронной коммерции Alibaba могли обрабатывать огромный трафик и объемы транзакций.

Краткий обзор

Alibaba Group описывает свою общую миссию как «облегчить ведение бизнеса в любом месте».

Инвестиции в другой бизнес

Alibaba Group сделала крупные инвестиции в Sina Weibo, китайский сайт микроблогов, похожий на Twitter Inc. ( TWTR ), и Youku Tudou, ответ Китая на YouTube.

Alibaba также инвестировала в ряд стартапов в США, в том числе в приложение для обмена видеосообщениями Snapchat и сервис совместного использования поездок Lyft. В 2014

Он даже купил 50% акций футбольного клуба Гуанчжоу Эвергранд за 192 миллиона долларов.