3 показателя прибыли, которые должен понимать каждый инвестор

Когда инвесторы хотят увидеть, как работает компания, скорее всего, они просматривают веб-сайт компании или годовой отчет в поисках отчета о прибылях и убытках. Вверху виден общий доход компании, за которым следуют несколько строк расходов. В самой нижней строке показано, что осталось: чистая прибыль или убыток. Если это число больше, чем в прошлом году, можно предположить, что дела у фирмы лучше. Но так ли это?

Как выясняется, деятельность организации немного сложнее, чем ее знаменитая чистая прибыль. Вот почему большинство аналитиков при оценке акций обращают внимание на несколько форм прибыли. Помимо чистой прибыли, они также могут учитывать валовую прибыль и операционную прибыль. Каждая из этих статей в отчете о прибылях и убытках содержит важную информацию о состоянии компании. И если инвестор знает, что ему искать, различные показатели прибыли могут помочь определить, сохранятся ли недавние тенденции — хорошие или плохие .

Три основных прибыли

Чтобы понять каждый вид прибыли, полезно финансовый документ, который показывает доходы и расходы компании за определенный период времени, обычно квартал или полный год. Если это публичная компания, физическое лицо практически всегда может найти ее на веб-странице компании по связям с инвесторами.

Ниже приводится отчет о доходах за год компании Active Tots, производителя детских игрушек для активного отдыха.

Верхняя строка из таблицы показывает доход или компании чистые продажи — иными словами, все доходы он сгенерированных за определенный отрезок времени от своих операций изо дня в день. Из этой первоначальной цифры продаж предприятие вычитает все расходы, связанные с фактическим производством игрушек, от сырья до заработной платы людей, работающих на его фабрике. Эти связанные с производством расходы называются «себестоимостью проданных товаров». Оставшаяся сумма, обычно в строке 3, представляет собой валовую прибыль.

Следующая строка показывает операционные расходы бизнеса, или SG&A, что означает коммерческие , общие и административные расходы. По сути, это его « накладные расходы ». Компании не могут просто производить продукты и собирать выручку. Им необходимо нанять продавцов, которые будут поставлять товары на рынок, и руководителей, которые помогут определить направление деятельности организации. Обычно они также оплачивают рекламу и стоимость административных зданий. Все эти статьи включены в показатель операционных расходов. После вычитания ее из валовой прибыли мы получаем операционную прибыль.

Внизу отчета о прибылях и убытках указаны расходы, не связанные с основной деятельностью фирмы. Например, есть процентных расходов. Наконец, документ включает строку, представляющую налоговые расходы корпорации. После вычета этих дополнительных расходов из операционной прибыли инвестор получает чистую прибыль или  чистую прибыль — или чистый убыток, если это так. Это сумма денег, которую компания либо добавила, либо вычла из своей казны за определенный период времени.

1:48

Понимание различий

Так зачем использовать эти разные метрики? Давайте изучим отчет о доходах Active Tots, чтобы выяснить это. Многие начинающие инвесторы, естественно, будут правильно смотреть на чистую прибыль. В данном случае компания заработала 550 миллионов долларов за последний финансовый год по сравнению с 450 миллионами долларов годом ранее.

На первый взгляд, это выглядит как положительный момент. Однако при более внимательном рассмотрении можно получить интересную информацию. Как выясняется, валовая прибыль фирмы — опять же, выручка, остающаяся после вычета производственных расходов — остается неизменной из года в год. Фактически, стоимость проданных товаров росла более быстрыми темпами, чем чистая выручка. Для этого могло быть любое количество причин. Возможно, стоимость пластика, основного материала для многих продуктов, значительно выросла. Или, возможно, его заводские рабочие, входящие в профсоюзы, вели переговоры о более высокой заработной плате.

Что, пожалуй, более интересно, это то, что операционная прибыль бизнеса за последний год фактически снизилась. Это может быть признаком того, что штат компании раздувается, или что Active Tots не смогли обуздать льготы сотрудников или другие накладные расходы. Как же тогда компания может получить на 100 миллионов долларов больше чистой прибыли? Один из важнейших факторов отображается в нижней части отчета о прибылях и убытках. В прошлом году Active Tots зафиксировали невероятную прибыль в размере 400 миллионов долларов. В данном случае единовременная неожиданная удача была результатом продажи подразделения образовательных продуктов.

Хотя продажа этого бизнес-подразделения увеличила чистую прибыль, компания не может рассчитывать на этот доход из года в год. По этой причине многие аналитики подчеркивают, что операционная прибыль, которая отражает результативность основной деятельности фирмы, превышает чистую прибыль.

Однако важно отметить, что не все увеличения расходов являются отрицательными. Например, если операционные расходы Active Tots резко выросли в результате новой рекламной кампании, компания могла бы более чем компенсировать это в следующем году увеличением доходов. Помимо просмотра отчета о прибылях и убытках, важно читать о компании, чтобы узнать, почему цифры меняются.

Оценка производительности

Показатели прибыли могут помочь оценить здоровье компании двумя способами. Первый — использовать их для внутреннего обзора, другими словами, сравнения новых цифр с историческими данными фирмы. Знающий инвестор будет искать тенденции, которые помогут предсказать будущие результаты. Например, если затраты, связанные с производством, росли быстрее, чем продажи компании за несколько лет, компании может быть сложно поддерживать здоровую норму прибыли в будущем. Напротив, если ее административные расходы начнут составлять меньшую часть выручки, компания, вероятно, будет затягивать пояса, что повысит прибыльность.

Инвесторы также должны сравнить эти три показателя — валовую прибыль, операционную прибыль и чистую прибыль — с показателями конкурентов компании. Многие инвесторы смотрят на показатели прибыли на акцию, которые основаны на чистой прибыли, когда решают, какие акции предлагают наилучшую стоимость. Однако, поскольку единовременные прибыли или расходы могут исказить финансовые результаты, многие аналитики по ценным бумагам вместо этого будут использовать операционную прибыль, чтобы определить стоимость акций. Некоторые даже советуют увеличить чистую операционную прибыль, еще один более точно настроенный показатель прибыли, который учитывает налоги, но не чрезвычайные единовременные прибыли или убытки.

Суть

Хотя заманчиво взглянуть на нижнюю строку отчета о прибылях и убытках, чтобы оценить компанию, инвесторы должны помнить о недостатках этой цифры. Поскольку валовая прибыль и операционная прибыль сосредоточены на основной деятельности компании, эти цифры часто являются лучшим барометром для определения будущего курса организации.