Анализ запасов с помощью пяти сил Портера

Анализ — ключ к успеху

Фундаментальный анализ баланса — неотъемлемая часть инвестиционного процесса. Перед покупкой определенных акций один из первых шагов включает анализ финансовой отчетности корпорации для определения ее финансового состояния. Например, растущее долговое бремя в сочетании со стабильной или даже снижающейся денежной позицией может служить потенциальным сигналом чрезмерного заемного капитала. Точно так же ситуация, в которой компания демонстрирует сильный рост чистой прибыли, но постоянно не может продемонстрировать рост остатка денежных средств, может быть красным флагом манипулирования прибылью.

Для того, чтобы правильно изучить учетной политике, изменения в операциях и сравнение прошлых балансов — все это обеспечивает жизненно важные количественные показатели для оценки финансовой устойчивости компании. Хотя числовые показатели, такие как коэффициенты и прогнозы доходов, несомненно, жизненно важны для принятия инвестиционных решений, качественный анализ предлагает еще один полезный инструмент.

Фундаментальный анализ: качественные факторы

Различные качественные факторы могут быть легко получены из общедоступной информации об интересующей компании. Надлежащая система корпоративного управления, которая придерживается принципов честности и прозрачности раскрытия информации, снизит риски мошенничества. Кроме того, действующая система сдержек и противовесов, посредством которой независимые третьи стороны оценивают целостность корпоративной финансовой отчетности и контролируют поведение руководства, коррелирует с положительной долгосрочной доходностью акций.

Другие анализ, основанный на фундаментальных принципах, поскольку он требует создания гипотез, на которые нелегко ответить. 

Пять сил Портера

Модель пяти факторов Портера — это качественный инструмент, применимый к инвестиционному анализу. Структура помогает анализировать конкурентную позицию фирмы в своей отрасли. Силы Портера изучают отраслевые условия и помогают инвесторам определить, насколько хорошо корпорация может адаптироваться к изменениям на ее целевом рынке.

SWOT (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы) Альберта Хамфри.

Пять сил Портера:

  • Угроза замены товаров или услуг
  • Угроза усиления конкуренции со стороны конкурентов на рынке
  • Угроза появления на рынке новых игроков
  • Сила поставщиков на переговорах
  • Сила клиентов на переговорах

Использование этих сил требует твердого понимания отрасли / рынка в целом, корпоративной бизнес-модели и понимания того, как бизнес может адаптироваться к изменениям рыночных условий. По сути, инвесторы должны проанализировать, как компания может реагировать на основные угрозы. Например, компании часто занимают высокие позиции по сопротивлению конкуренции по четырем силам и ужасно терпят поражение по пятой. Неизбежно, что определение того, как такой сценарий повлияет на инвестиционную привлекательность, остается за инвестором.

1. Угроза замены товара или услуги

Угроза замены продуктов или услуг возникает, когда покупатели могут легко переключиться на альтернативные продукты (не обязательно альтернативные бренды). Например, в обществе, в котором наблюдается резкий рост населения, люди могут начать заменять свой основной способ передвижения с автомобилей на велосипеды или общественный транспорт. Такие изменения в поведенческих моделях снизят производительность автомобильной промышленности.

Однако, чтобы определить, реальна ли такая угроза, необходимо принять во внимание различные факторы, такие как затраты на переключение и практичность альтернативных продуктов. В предыдущем примере, если большинство людей обычно ежедневно ездят на короткие расстояния, велосипеды могут стать реальной угрозой для автопроизводителей. С другой стороны, если среднее ежедневное расстояние, которое нужно преодолеть, велико, люди могут быть менее склонны переключаться на автобусы или велосипеды.

2. Угрозы усиления конкуренции со стороны соперников.

Насыщение рынка часто не позволяет одному игроку получить решающее преимущество в продажах и испытать рост доходов. Эта внутренняя угроза присутствует почти во всех отраслях, где не доминирует монополия. При анализе угрозы, которую представляет собой конкуренция, необходимо учитывать широкий спектр факторов, таких как капитал бренда, положение на рынке, рекламный опыт и технологические инновации. Во многих ситуациях крупнейший игрок в отрасли может устареть, если ему не хватает характеристик, обеспечивающих стабильное и постоянное конкурентное преимущество.

Два общих показателя, используемых для определения конкурентоспособности рынка, — это индекс Херфиндаля-Хиршмана  и коэффициент концентрации. В то время как HHI измеряет концентрацию рынка и уровень конкуренции, коэффициент концентрации дает меру процента от общей доли рынка, принадлежащей крупнейшим компаниям в секторе.

3. Угроза новых участников

Барьеры для входа — один из важнейших компонентов концепции Портера. Барьеры для входа могут существовать в форме патентов, существенных требований к капиталу, государственных постановлений, доступа к надлежащей распределительной сети и технологических знаний. По сути, новым участникам рынка придется преодолеть капитальных затрат, более мелкие фирмы просто не смогут выйти на рынок.

Довольно часто фирма первой на рынке предлагает инновационную технологию или услугу, которые либо автоматически создают, либо революционизируют способы ведения бизнеса на определенном рынке. Если нет твердых барьеров для входа на рынок, конкуренты могут легко выйти на рынок и воспроизвести бизнес-модель преуспевающей фирмы, тем самым уменьшив первоначальную прибыль компании. При отсутствии входных барьеров для тех компаний, которые уже работают в отрасли, их маржа будет снижена, а нормального уровня прибыли.

4. Сила поставщиков на переговорах

Угроза непропорциональной переговорной позиции поставщика обычно является проблемой для небольших компаний, которые зависят исключительно от ресурсов, предоставляемых одним продавцом. Например, если ресторан, специализирующийся на уникальных блюдах, может закупать ингредиенты только у одного поставщика, этот поставщик может легко повысить цены, которые он взимает. Это либо снизит прибыль ресторана, либо ресторану придется переложить дополнительные расходы на ингредиенты на своих посетителей. Одним из основных факторов, определяющих ценообразование, является закон спроса и предложения.

Крупные розничные торговцы, такие как Walmart и Target, как правило, не зависят от своих поставщиков, поскольку у них есть доступ к широкой дистрибьюторской сети. Однако более мелкие нишевые предприятия могут столкнуться с реальной угрозой повышения цен со стороны поставщиков. Получение доступа к такой информации — кто поставщики компании и каковы существующие отношения между покупателями и продавцами — обычно требует обширных исследований.

5. Сила клиентов на переговорах

Когда Walmart и Target рассматриваются как клиенты транзакции, они обладают значительной покупательной способностью. Многие предприятия зависят от крупных розничных сетей в плане продолжения закупок у них, поэтому покупатели могут заключать выгодные ценовые контракты и минимизировать потенциальный доход своих поставщиков. Эта угроза противоположна опасениям поставщиков, стремящимся к переговорам.

Подобно базовой теории портфеля, которая гласит, что инвесторы должны диверсифицировать свои активы, чтобы свести к минимуму свою подверженность какой-либо одной ценной бумаге, безопасные компании не должны полностью зависеть от одного клиента. Если, например, один покупатель не продлевает свой контракт, этого должно быть недостаточно для банкротства поставщика. Наличие разнообразной клиентской базы — ключ к снижению этой угрозы.

Суть

Структура анализа Портера определяет важные критерии для определения стабильности корпорации. Высокие уровни угрозы обычно сигнализируют о том, что будущая прибыль может снизиться, и наоборот. Например, популярная фирма в растущей отрасли может быстро устареть, если нет барьеров для входа. Точно так же компания, продающая продукты, для которых существует множество заменителей, не сможет воспользоваться ценовой властью для увеличения своей прибыли и даже может потерять долю рынка в пользу своих конкурентов.

Качественные показатели, введенные Майклом Портером в системе пяти факторов Портера, позволяют инвесторам делать выводы о корпорации, которые не сразу видны в балансе, но окажут существенное влияние на будущие результаты. Хотя количественные факторы, такие как цена / прибыль и соотношение заемного / собственного капитала, часто вызывают наибольшую озабоченность инвесторов, качественные критерии играют равную роль в выявлении акций, которые обеспечат долгосрочную ценность.