Уважаемые разработчики игр: Блокчейн не является чистым злом

В 2021 году игры на основе блокчейна «играй-зарабатывай» (P2E) украсили шоу, превратившись из побочного хобби в основную часть децентрализованного пространства. Они даже помогли людям в развивающихся странах добыть пропитание, поскольку экономические модели этих игр не избегают таких вещей, как добыча внутриигровой валюты и предметов для перепродажи другим игрокам, что многие неблокчейновые массовые многопользовательские онлайн-игры (ММО), мягко говоря, не одобряют.

Основная игровая индустрия делала заметки, когда ракетный корабль P2E взлетел на Луну — и его полет внес в индустрию горький раскол. С одной стороны, топ-менеджеры ведущих игровых компаний, таких как Ubisoft и Square Enix, устремили свои взоры на новый рынок, видя новые бизнес-модели, новые потоки доходов, новые возможности монетизации — и говоря инвесторам, что они в курсе того, что делают крутые ребята, всегда можно получить несколько бонусных очков.

С другой стороны, однако, сами геймеры были менее впечатлены, выступая против инициатив блокчейна даже от любимых разработчиков. Похоже, разработчики не спешат принимать новую технологию: Около 70% разработчиков игр не испытывают аппетита к блокчейну или криптовалютам, показал недавний крупный опрос. Это также означает, что 30% в разной степени заинтересованы, но общее настроение негативное.

Интересно, что опрос включал некоторые опасения, которые испытывают разработчики по поводу разработки игр на блокчейне. В основном это была обычная критика, к которой криптосообщество уже давно привыкло: влияние на окружающую среду, мошенничество и проблемы монетизации. Что ж, давайте еще раз проясним ситуацию, на этот раз уделяя особое внимание игровому миру.

Нет, блокчейн не обязательно должен поджечь Землю

Влияние блокчейна на окружающую среду — это самый низко висящий плод для критика, но на данный момент это, вероятно, больше связано с восприятием индустрии, чем с ее реальным положением дел. Да, это правда, что Ethereum, второй по величине блокчейн по рыночной капитализации, имеет высокий углеродный след из-за использования механизма консенсуса proof-of-work, но ничто не заставляет вас разрабатывать именно на Ethereum.

Не секрет, что экологичность — один из главных фронтов в битве DeFi за трон Ethereum. Многие другие блокчейны, от Cardano и Avalanche до WAX и BNB Chain, хвастаются своим низким энергопотреблением, чтобы привлечь более экологичные команды разработчиков. Игровой блокчейн ничем не отличается от других, и подавляющее большинство разработчиков игр строят свои проекты на экологичных цепочках.

Согласен, основная причина для построения на Ethereum заключается в том, что вы вступаете в развитую экосистему стоимостью почти 310 миллиардов долларов, что более перспективно для вашей итоговой линии, чем переход в сеть с более низкой рыночной стоимостью. При этом крутые проекты привлекают больше людей и транзакций в любую блокчейн-сеть, что повышает цену токенов и рыночную стоимость. Более того, поскольку десятки сетей поддерживают виртуальную машину Ethereum, которая является средой выполнения для смарт-контрактов, разработчикам будет легко перенести свои приложения обратно на Ethereum, когда сеть полностью перейдет на proof-of-stake.

Кроме того, разработчики могут сделать еще один шаг вперед и встроить устойчивость в свою экономику путем проектирования. Они могут жестко зафиксировать в своих НФТ и токенах выплаты роялти поставщикам услуг по компенсации выбросов углекислого газа, взяв на себя обязательства по экологической чистоте самым решительным образом. В конце концов, энергетика и финансы уже активно покупают углеродные квоты, поэтому имеет смысл принять аналогичную стратегию в рамках более широкого стремления к экологической децентрализации. Конечно, это сократит доходы студии, но устойчивое развитие того стоит.

Нет, блокчейн — это не только мошенничество

У криптовалют есть проблема мошенничества — это несомненная правда. За последний год мошенники, аферисты и хакеры смогли присвоить себе криптовалюту на сумму 14 миллиардов долларов. Аферы с криптовалютой бывают разных форм и размеров, включая перетягивание ковра, социальную инженерию и «накачку и сброс». Каждый, кто вступает в эту сферу, должен знать о возможных рисках, это уж точно.

В то же время в основной игровой индустрии тоже есть проблема мошенничества, и в 2021 году, как выяснил Lloyds Bank, она возросла. COVID-19 привел еще больше людей и денег в игровую индустрию, а мошенники идут туда, куда текут деньги, используя все испытанные и проверенные методы, от фишинга до вредоносных сторонних сайтов, утверждающих, что они предлагают бесплатные внутриигровые валюты. В то же время, как показал опрос, только 8% геймеров видели советы о том, как распознать мошенников.

В обеих отраслях также есть случаи сомнительного поведения со стороны разработчиков. От краудфандинговых проектов, годами сидящих без обновлений, до ранних релизов, продаваемых на Steam без дальнейшего развития, — мейнстримная сцена не обходится без мошенников. В криптовалютной сфере тоже есть разработчики, исчезающие с деньгами, вырученными от продажи токенов, и другие мошенники.

В целом, мошенничество может произойти в любой сфере, где есть что-либо ценное, будь то волшебный меч, помогающий вашему игровому персонажу справиться с надоедливыми драконами, или, скажем, недвижимость. Как для криптовалют, так и для обычных игр, образование должно играть важную роль в искоренении мошенничества. Разработчики, работающие над блокчейн-проектами, должны при каждой возможности доносить до геймеров азбуку избежания мошенничества.

В то же время криптопространство предлагает дополнительные средства защиты от мошенников. При интеграции с децентрализованными сервисами, такими как биржи или фермы доходности, разработчики могут проверять свой код на цепочке, поскольку он доступен в открытом виде. Они также могут использовать зрелость и рыночную капитализацию конкретных протоколов в качестве меры их безопасности, поскольку и то, и другое свидетельствует о большем доверии инвесторов и более надежной защите.

Нет, блокчейн не плох для монетизации

На первый взгляд беспокойство по поводу возможных проблем монетизации кажется несколько неуместным. Блокчейн с самого начала разрабатывался как протокол для передачи стоимости, что, в общем-то, вполне способствует усилиям по монетизации. P2E-игра, естественно, должна включать сильный экономический компонент, который позволит и игрокам, и разработчикам получать прибыль.

В то же время здесь есть проблема. Любая игра на блокчейне становится частью более крупной экосистемы. Эта экосистема по своей природе неспокойна, изменчива и спекулятивна, и это риски, которым должны быть готовы подвергнуться как игроки, так и разработчики, чтобы даже вступить в этот бизнес. Вот один краткий пример: Чтобы играть в NFT-игру, вам обычно приходится нести предварительные расходы на покупку NFT. Чтобы иметь возможность сделать это, вы сначала должны купить собственный токен цепочки, на котором держится игра, что означает подверженность колебаниям курса, которые также будут иметь место, если вы захотите обналичить средства, продав свои NFT позже. Аналогичным образом, любые игровые токены неизбежно будут колебаться вверх и вниз вместе с общим криптовалютным рынком. Так ли это?

Ответ, опять же, зависит от выбора, который сделают разработчики. Студия может построить экономику игры на стабильных монетах, стоимость которых не колеблется с течением времени, несмотря на то, что криптовалютный рынок находится на американских горках. Причина, по которой команды редко так поступают, заключается в том, что они стремятся к быстрому взлету экономики токенов, что возможно только при использовании более динамичной монеты. Это также создает риск дополнительной нестабильности, помимо общего движения криптовалютного рынка, поскольку экономика, построенная таким образом, может начать рушиться, как только токен перевернется или рост базы игроков замедлится.

Однако разработчики могут избежать этой проблемы, подойдя к монетизации более творчески. Они могут использовать программируемую природу токенов блокчейн, чтобы алгоритмически контролировать динамику их цены путем сжигания и майнинга в зависимости от спроса и колебаний рынка. В то же время, они могут добавить косвенную монетизацию через комиссию второго рынка с продаж NFT, что позволит создать бесконечный цикл доходов и совместить их интересы с интересами пользователей. Если разработчики выпустят NFT-контент, который нужен игрокам, они смогут получить долю от всех последующих перепродаж, компенсируя тем самым то, что они могли бы заработать, повысив цену своего токена.

Как и любая другая технология, блокчейн не является по своей сути добром или злом. Это протокол со своими недостатками, которые опытные разработчики могут смягчить, сделав разумный выбор дизайна. Хотя не каждая игра должна использовать децентрализованную технологию, нет ничего плохого в том, чтобы экспериментировать с ценностями, которые блокчейн привносит в игровой дизайн, и делать это безопасным и устойчивым образом — это, прежде всего, вопрос выбора.

Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читателям следует провести собственное исследование при принятии решения.