В автомобильной промышленности снова наступил «мир бизарро

Это касается не только Tesla.

Компания Rivian (RIVN), занимающаяся производством электромобилей, вышла на публичные рынки, проведя «убийственное» публичное размещение акций, рыночная стоимость которых составляет 116 миллиардов долларов. Это на 32% больше, чем стоит General Motors (GM), и на 47% больше, чем Ford (F). До этого года Rivian никогда не продавала автомобили. GM продает около 7 миллионов автомобилей в год; Ford — 4 миллиона.

Если сложить рыночную стоимость Tesla (TSLA), Rivian и еще 5 стартапов, включая Lucid (LCID), Nikola (NKLA), Fisker (FSR), Lordstown Motors (RIDE) и Workhorse (WKHS), то их совокупная капитализация составит почти 1,3 триллиона долларов. Девять крупнейших мировых автопроизводителей — GM, Ford, Stellantis, Toyota, Nissan, Honda, Volkswagen, BMW и Daimler-Benz — стоят всего 845 миллиардов долларов. Таким образом, эти 9 гигантских автопроизводителей стоят на 34% меньше, чем 7 начинающих производителей EV. Что касается продаж, то признанные производители опережают новичков в области EV со счетом 100 к 1.

Имеет ли это смысл? Трейдеры уже много лет борются со стратосферной оценкой Tesla. Многие инвестиционные профессионалы, которые делали ставки на то, что Tesla переоценена, потерпели крах и сгорели, когда акции взлетели выше, чем можно было предположить. Сейчас рынок, похоже, рассматривает Rivian как готовящуюся Tesla, тем более что ее уже поддерживают Amazon и Ford. Сосредоточившись на спортивных пикапах и фургонах, Rivian одной ногой стоит на рынке потребительских автомобилей, а другой — на рынке коммерческих приложений, что позволяет компании делать ставки на тенденцию, которая уже стала революцией в наземном транспорте.

Хотя и старые автопроизводители, и EV-стартапы создают автомобили, рынок относится к ним совершенно по-разному. Вот почему производители EV получают такую высокую оценку по сравнению с традиционными автомобильными компаниями:

Рост. С точки зрения рынка, инвесторы считают новичков в области электромобилей, таких как Tesla и Rivian, компаниями роста и технологическими компаниями с огромным потенциалом роста. Традиционные автопроизводители — это промышленные концерны, способные в лучшем случае к постепенному росту. Хотя практически все крупные автопроизводители разрабатывают технологии EV, старые компании не смогут достичь такого же быстрого роста, как новые. Это связано с тем, что они вкладывают огромные средства в двигатели внутреннего сгорания, или ДВС, — так называемые газовые и дизельные автомобили, — которые будут сокращаться по мере развития новых технологий EV.

Работники компании Rivian стоят рядом с новым полностью электрическим пикапом Rivian R1T, который находится на одном из ее предприятий 09 ноября 2021 года в Бруклинском районе Нью-Йорка. Компания, которая производит электрические грузовики и поддерживается Amazon и Ford, была оценена в 64 миллиарда долларов в преддверии завтрашнего IPO. (Фото Spencer Platt/Getty Images)

Например, в 2020 году GM продала 202 000 автомобилей EV, что стало третьим показателем среди всех автопроизводителей, после Tesla и Volkswagen. Но для GM технология будущего составила всего 3% от общего объема продаж. Остальные 97% — это старые автомобили с ДВС, доля которых в общем объеме рынка, вероятно, будет снижаться еще долгие годы. У Tesla 100% продаж составляли электромобили, и ей не нужно было управлять устаревшим бизнесом.

Новые технологии — вот где рост. Темпы роста доходов Tesla за последние два года составили 39%, по данным S&P Capital IQ. У GM этот показатель был отрицательным — 5%. Пандемии повлияли на показатели обеих компаний, но тенденция была такой же и до пандемии. GM по-прежнему зарабатывает много денег на продаже высокодоходных пикапов и внедорожников, но инвесторы рассматривают этот бизнес как бизнес, который однажды может сойти на нет. Электромобили, напротив, будут становиться все более прибыльными по мере снижения затрат, развития технологий и увеличения числа покупателей.

Капитал. Традиционные автопроизводители, такие как GM и Ford, утверждают, что прибыльность существующих модельных рядов дает им преимущество, поскольку у них есть собственное финансирование для новых технологий EV. Но стартапы не нуждаются в собственном финансировании, поскольку рынки капитала являются готовым источником денег. «Капитал для [производителей] EV широко доступен и дешев в текущих рыночных условиях, поэтому мы считаем, что импульс/поддержка многих акций сохранится», — написал аналитик Bank of America Джон Мерфи в недавней аналитической записке. «Как показало последнее десятилетие для Tesla, чем выше поднимаются акции, тем дешевле становится капитал для финансирования роста».

Риск. Поскольку инвесторы рассматривают EV-стартапы как технологические акции или акции роста, они склонны терпеть и даже поощрять риск, который может привести к убыткам, но также и к прорывам. Большая часть первого десятилетия существования компании Tesla была актом на высокой волне, когда генеральный директор Элон Маск регулярно срывал сроки и преуменьшал финансовые проблемы компании. Инвесторов это редко волновало, и почти все время акции росли. Трудно представить, чтобы генеральному директору GM или Ford сходили с рук подобные выходки Маска, которые были бы совершенно несвойственны американскому промышленному оплоту. Акционеры Tesla признают, что эксцентричность Маска совпадает с его гением видеть будущее раньше других. Многие другие компании выбросили бы такого метателя бомб за борт, чтобы сохранить стабильность или успокоить привередливых акционеров. Для Tesla и подобных компаний это не проблема.

Все это не означает, что крупные автопроизводители мертвы. Многие из них уже продают или разрабатывают убедительные EV, такие как новый Hummer от GM, пикап Ford F-150 Lightning и Volkswagen ID.4. В то время как акции Tesla превращают обычных инвесторов в миллионеров, GM и Ford в этом году тоже не слишком преуспели. Ford вырос на 120%, а GM — на 47%; обе компании постепенно убеждали инвесторов в том, что они превращаются в компании, производящие электромобили и способные стать лидерами.

Но Old Auto, возможно, предстоит еще много преобразований. Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас утверждает, что GM и Ford должны выделить свои подразделения по производству электромобилей в новые компании, которые будут иметь возможности для роста, как Tesla, и не будут иметь тяготящего их наследственного бизнеса. Стареющие сборочные линии ДВС, которые Джонас сравнивает с угольными электростанциями, будут работать как отдельные компании до тех пор, пока они прибыльны. Акционеры GM, в частности, могут получить большой выигрыш, потому что различные подразделения GM могут стоить гораздо больше, чем вместе. Пока что GM и Ford не проявили интереса к такому шагу.

Также возможно, что некоторые из «высоколетящих» EV оступятся, поскольку остаются серьезные препятствия на пути к широкому распространению EV. В Соединенных Штатах все еще недостаточно развита сеть зарядных станций, и это может сохраниться: зарядных станций становится все больше, но и продажи EV растут. Досадная неудача GM с воспламеняющимися батареями в Bolt EV показывает, что технические препятствия все еще велики. Для производства батарей EV также требуется несколько минералов, которые при добыче загрязняют окружающую среду, что означает, что они не так экологичны, как может показаться. Есть первые лидеры в гонке EV, но у отстающих еще есть время, чтобы обогнать их.

Рик Ньюман — автор четырех книг, в том числе «Отступники: Как победители переходят от неудач к успеху». Следите за ним в Твиттере: @rickjnewman. Вы также можете присылать конфиденциальные советы.

Читать далее:

Инфляция стала большой проблемой для Байдена

Может, Байдену стоит уйти, пока он впереди?

Американцы слишком сварливы

Климатическая катастрофа неизбежна

Приготовьтесь к Гринхономике

Получайте последние финансовые и деловые новости от Yahoo Finance