В преддверии праздников полки магазинов пустеют из-за проблем с цепочкой поставок и рабочей силой

Снова не можете найти в магазине то, что вам нужно? Вы не одиноки.

Покупатели, толкающие свои тележки по супермаркету, могут заметить тонкие полки, когда тянутся за своими любимыми продуктами, так как узкие места в глобальных цепочках поставок все чаще становятся домом для потребителей, которые и без того страдают от повышения цен практически на все.

В начале пандемии пустые полки магазинов были обычным явлением, вызванным в основном паническими покупками. Но спустя почти два года некоторые полки снова пустуют — правда, по несколько иным причинам. По мере приближения праздничного сезона экономисты прогнозируют, что найти некоторые любимые товары будет все труднее.

«Нет никаких признаков ослабления этого очень сильного дополнительного предпочтения товаров», — сказал Фил Леви, главный экономист Flexport, в интервью Yahoo Finance на этой неделе.

«Пока у людей есть такие предпочтения, а у них есть деньги в карманах, мы будем наблюдать большое давление на цепь поставок», — добавил он.

Глобальные отключения и нехватка рабочих рук во всем мире нарушили поток товаров, и многие отрасли все еще наверстывают упущенное полтора года спустя. Тем не менее, согласно индикатору «после ковида», разработанному Flexport, предпочтения потребителей в отношении товаров не будут «ослабевать» по мере приближения праздничного сезона 2021 года.

Однако все отрасли сталкиваются с уникальными проблемами. Например, автомобили и электроника сильно пострадали от нехватки полупроводниковых чипов. Игрушки, поставляемые из Азии, испытывают длительные задержки с отправкой из-за того, что контейнеры медленно движутся в США.

Эти проблемы обострились до такой степени, что на прошлой неделе президент Джо Байден объявил, что часы работы порта Лос-Анджелеса будут увеличены до 24/7 в попытке сгладить поток товаров через всю страну. Тем не менее, многие розничные торговцы и бакалейщики чувствуют себя ущемленными и беспокоятся о праздничном спросе.

Для генерального менеджера магазина Dill Pickle Food Co-Op в Чикаго, штат Иллинойс, пульсация эффектов стала более очевидной.

«Мы определенно наблюдаем перебои с поставками основных товаров, таких как бобы, рис, зерно», — сказала И’Талия Маккарти в четверг в эфире Yahoo Finance Live. «Мы также наблюдаем перебои даже в нашем мясном отделе, что касается птицы и говядины».

Еще один признак времени: «огромное снижение» невыполненных заказов на отгрузку.

«Во многих наших распределительных центрах наблюдаются перебои в работе из-за того, что люди уходят на больничный и не могут нанять достаточное количество водителей грузовиков [или] людей для работы на складах, чтобы доставить продукты в магазины, в которые они поставляются», — добавила она.

МакКарти также отметила, что она ежедневно общается с крупнейшим дистрибьютором магазина, UNFI, и теперь участвует в «сглаживании заказов».

«Мы разместим заказ, а они выполнят только 29% [это был самый низкий показатель]. Самый высокий показатель был 89%», — сказал Маккарти.

Дистрибьютор сообщил МакКарти, «будут ли отменены поставки, так что общение было действительно хорошим. Но до сих пор не было никакого яркого света, на который можно было бы рассчитывать».

Полки, ранее заполненные макаронами и консервами, пустеют в продуктовом магазине Trader Joe’s, пока покупатели собирают припасы в связи с опасениями распространения коронавируса в Энсинитасе, Калифорния, США, 12 марта 2020 года. REUTERS/Mike Blake

В отличие от ранних стадий пандемии, когда некоторые товары были всеобщим дефицитом — включая чистящие средства, туалетную бумагу и мясо — доступность товаров на полках магазинов стабилизировалась после резкого падения в ноябре прошлого года, согласно данным NielsenIQ.

Тем не менее, один ключевой показатель несколько отступил. Общий показатель доступности на полках составил 94,6% в сентябре, что меньше, чем 95,2% в августе.

Хотя это может показаться незначительным изменением, на самом деле эта цифра «довольно низкая», — сказал в интервью Yahoo Finance Джей Ди Делебра, вице-президент по аналитике розничной торговли в NielsenIQ.

«Это также означает, что в основном поставщики и розничные торговцы не смогли окупить пополнение запасов, чтобы быть в том же количестве на полке, как это было до COVID», — сказал Делебра.

«Если бы вы соотнесли волны случаев COVID с доступностью на полках магазинов, вы бы увидели высокую корреляцию», — добавил он.

Обнадеживая, Делебра также предположил, что «мы никогда не достигнем тех же цифр, что и в первой волне 2020 года, где мы видели некоторые падения, которые доходили, по крайней мере, до семидесятых».

Мы испытываем большие трудности с наймом. Нанимать сотрудников стало не так легко, как раньше. И’талия Маккарти, Dill Pickle Food Co-Op, Чикаго

Хотя ажиотажный спрос на такие товары, как туалетная бумага и дезинфицирующие средства, может напоминать фазу панических покупок, наблюдавшуюся в начале пандемии, Маккарти из Dill Pickle говорит, что в их магазине это пока не стало проблемой.

«Я определенно вижу немного панических покупок», — сказал МакКарти. «Я вижу несколько покупателей, которые запасаются товарами для кладовой, а также предметами домашнего обихода, такими как туалетная бумага Kleenex».

По словам МакКарти, некоторые другие магазины начали ограничивать количество товаров, которые покупатели могут приобрести, поскольку опасения по поводу барахолки и дефицита возвращаются. Однако в Dill Pickle таких ограничений не устанавливают.

«Я еще не видел, чтобы кто-то запасал слишком много еды, но если до этого дойдет, мы обязательно установим ограничения», — сказал Маккарти в интервью Yahoo Finance. «Мы поставим таблички возле конкретного товара и скажем: «Пожалуйста, берите только два», а также наши кассиры — это своего рода люди, которые следят за тем, чтобы наши клиенты несли ответственность».

Помимо узких мест в цепи поставок, виновником по-прежнему остается нехватка рабочей силы, которая досаждает розничным торговцам по всей стране.

«Мы испытываем большие трудности с наймом. Нанимать сотрудников стало не так легко, как раньше», — сказал Маккарти. «Не так много кандидатов, а когда люди подают заявления и мы назначаем собеседования, многие из них не приходят на собеседования или говорят нам, что уже нашли другую работу».

Нынешняя нехватка работников также добавила еще одну проблему для некоторых магазинов — «не хватает людей» для управления магазином.

«У нас много сотрудников, которые болеют и выходят на работу по болезни, что ставит нас как организацию в еще более трудное положение», — пояснил Маккарти.

Как и магазин Маккарти, продуктовые магазины по всей стране были вынуждены повысить свои цены. Согласно новым данным, опубликованным Министерством труда, инфляция в оптовой торговле подскочила на 8,3 процента с августа этого года по сравнению с августом 2020 года.

«Мы получили множество уведомлений от конкретных ферм и компаний в районе площади Логан, которые прислали нам уведомления, сообщая, что они поднимают свои цены обратно на 30%», — сказал Маккарти. «Когда они поднимают цены, наши расходы растут. Мы, в свою очередь, повышаем цены для наших клиентов».