«Волна судебных разбирательств» обрушится на пространство NFT, поскольку возникают проблемы с авторским правом

Право собственности — один из наиболее важных аспектов неиграбельных токенов (НФТ). Они представляют собой эволюцию исполнения и владения искусством, контентом, музыкой, внутриигровыми активами и т.д., поскольку являются цифровыми активами с отличительными идентификаторами, которые можно проверить в сети блокчейн.

Однако они также создали новое измерение дискуссии о взаимодействии и серой зоне вокруг законов об авторском праве, интеллектуальной собственности (ИС) и товарных знаках.

В недавнем получившем широкую огласку фиаско в криптоверсии криптодецентрализованная автономная организация (ДАО) Spice DAO была высмеяна за то, что считала, что владение копией неопубликованной рукописи фильма «Дюна» наделяет их авторскими правами. DAO намеревалась создать «оригинальный мультсериал» по мотивам книги, чтобы продать его потоковому сервису, для чего ей потребовались бы авторские права. Книга была продана на аукционе Christie’s в ноябре прошлого года за более чем 3 миллиона долларов.

В данном случае законы об авторском праве диктуют, что авторские права действуют в течение всей жизни создателей и даже 70 лет после их смерти, что означает, что DAO не может создать мультсериал без разрешения живого соавтора, Алехандро Ходоровски. Cointelegraph обсудил этот инцидент с Эндрю Россоу, адвокатом по технологиям и профессором права из Огайо, который сказал:

«Фиаско Spice DAO и Dune было знаковым в своем роде, которое посылает очень мощный сигнал всем, кто вовлечен в пространство NFT — создателям или владельцам. Ошибка на 3 миллиона долларов доказала, что господство интеллектуальной собственности в цифровом изобразительном искусстве является необходимым условием его успеха и долголетия.»

Хотя, возможно, не секрет, что владение NFT не обязательно означает, что авторские права на произведение перешли к владельцу, это не кажется очевидным для всех участников рынка. Россоу объяснил, что закон об авторском праве предоставляет создателю шесть «пучков прав» или исключительных прав, которые в совокупности устанавливают его авторское право. Первые четыре права имеют решающее значение для НФТ в настоящее время — право на воспроизведение произведения, право на создание производных произведений, право на распространение и право на публичное исполнение.

Мари Татибуэ, директор по маркетингу криптовалютной биржи Gate.io, в беседе с Cointelegraph рассказала о фиаско с «Дюной», отметив, что любой, кто провел надлежащее исследование и проявил должную осмотрительность, знал бы, что продажа копии книги не связана с авторскими правами. Она сказала: «Похоже, что до сих пор существует широкое заблуждение относительно того, что именно представляют собой НФТ и что входит в их состав, когда человек покупает или обменивает НФТ в пространстве. По мере развития отрасли будут развиваться и образовательные ресурсы, и более широкое понимание рынка».

Начинают поступать судебные иски

В настоящее время бренды и компании начали бороться с NFT-проектами, нарушающими авторские права, интеллектуальную собственность и торговые марки. 4 февраля компания Nike подала иск против StockX за нарушение товарного знака на NFT кроссовок Nike. Компания подала жалобу на 50 страницах, в которой утверждается, что посредник продал около 500 NFT кроссовок бренда Nike, что повлияло на репутацию и легитимность Nike. Кроме того, производитель обуви обвинил StockX в продаже кроссовок NFT по завышенным ценам на фоне «мутных условий покупки и владения».

Даже французский дом моды класса люкс Hermes недавно вступил в юридическую конфронтацию с Мейсоном Ротшильдом, создателем NFT Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)Birkins, вдохновленных сумкой Hermes Birkin. В своей жалобе Hermes указал, что «бренд Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)Birkins ответчика просто сдирает знаменитый товарный знак Birkin компании Hermès, добавляя родовой префикс «meta» к знаменитому товарному знаку Birkin». В ответ создатель сравнил себя с Энди Уорхолом, расписывающим банки с супом Campbell, в том смысле, что он создает искусство из известного коммерческого образа.

Джефф Глак, генеральный директор CXIP Labs — майнинговой платформы NFT — обсудил с Cointelegraph поступающие судебные иски. Глюк также является юристом в области интеллектуальной собственности и авторских прав с более чем 14-летним опытом работы в законодательной сфере. Он сказал:

«Есть десятки исполнителей, которые готовят иски против OpenSea за продажу нарушающих авторские права НФТ. Эти примеры являются предварительным просмотром волны судебных разбирательств, идущих в сторону этого пространства. Это и хорошо, и плохо, поскольку в некотором смысле
препятствует творчеству и росту, но это и полезно, поскольку в конечном итоге поможет обеспечить некоторые ориентиры в плане четких юридических параметров и рекомендаций для пространства.»

Далее Глюк отметил, что одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются сейчас NFT-рынки, заключается в том, что если они размещают NFT для своих пользователей и/или обеспечивают какой-либо уровень курирования, они не защищены законом об авторском праве цифрового тысячелетия (DMCA) и, таким образом, могут быть напрямую засужены за нарушение авторских прав создателями. DMCA был принят в 1998 году для реализации Договора об авторском праве и Договора об исполнениях и фонограммах Всемирной организации интеллектуальной собственности 1996 года. В частности, он устанавливает ограничения на ответственность поставщиков онлайновых услуг за нарушение авторских прав.

Россоу считает, что для любого создателя НФТ является обязательным требованием освещать последствия запускаемых им НФТ для авторских прав, товарных знаков и ИС. Он сказал: «Смарт-контракт, лежащий в основе NFT, регулирует права на его использование. Также имеет смысл, чтобы создатель(и) любого проекта NFT перед майнингом предельно ясно объяснил своей аудитории, какие права они будут иметь с NFT после майнинга и покупки».

Блокчейн и законы об авторском праве

Индустрия НФТ развивается быстрее, чем могли себе представить даже ее участники. Только на блокчейне Ethereum объем продаж рынка в 2021 году превысил 40 миллиардов долларов. Недавний отчет о рынке NFT от Chainalysis показал, что еженедельная общая стоимость криптовалюты и средняя стоимость одной транзакции росли параллельно с января по октябрь 2021 года. Основной причиной такого роста является шумиха, которая окружала эти активы в течение последних двух лет со стороны майнинговых платформ, игр, торговых площадок, бирж и других.

Вследствие такого высокого спроса и предложения участились случаи мошенничества, взлома и других умышленных нарушений закона о собственности. Tatibouet подробно остановился на этом явлении, заявив: «Учитывая, что многие платформы сделали майнинг НФТ быстрым и легким, это также дало возможность тем, кто имеет злой умысел, производить и продавать НФТ предметов, защищенных авторским правом. Платформы постепенно начинают адаптироваться к этому, однако в обозримом будущем это может остаться проблемой.»

Она также отметила, что платформам придется быстро адаптироваться и создавать барьеры для тех, кто хочет злоупотреблять системой, поскольку они могут столкнуться с юридическими последствиями, будучи прямым связующим звеном между потребителями и создателями. Поскольку транснациональные компании обладают большими библиотеками интеллектуальной собственности, которыми злоупотребляют, индустрия НФТ может ожидать юридических проблем в будущем.

Кроме того, НФТ — это относительно новая инновация по сравнению с существующими законами об авторском праве, интеллектуальной собственности и товарных знаках, что может стать возможностью для внесения поправок в законодательство с учетом этой новой технологии. Варун Сети, основатель компании Blockchain Lawyer, предоставляющей юридические услуги в области блокчейна, сказал Cointelegraph, что законы об авторском праве должны признать токенизацию цифровых активов революционным и развивающимся правовым вариантом и признать владельца НФТ в качестве владельца авторских прав.

В то же время Сети отметил препятствия, связанные с этим, сказав: «Существуют проблемы, связанные с обновлением зарегистрированного владельца согласно записи об авторском праве, а также с фрагментацией права собственности на одно цифровое искусство на несколько владельцев НФТ, плюс оплата пошлины за подачу заявки, чтобы стать фактическим, а не просто мнимым владельцем». «

Сети предвидит еще больше проблем с правом собственности, когда НФТ переходят из рук в руки, если только в закон не будут внесены поправки, чтобы все продажи НФТ регистрировались как обмен правами собственности в соответствии с записями Бюро по авторскому праву.

Несмотря на то, что НФТ в целом подпадают под действие законов об авторском праве и интеллектуальной собственности тех стран, в которых они выпущены, есть проекты НФТ, которые сейчас стремятся решить серую зону вокруг этой правовой проблемы и предложить авторские права и для НФТ. CXIP Labs является таким примером, где регистрация авторских прав включена в сам процесс чеканки.

Платформа под названием GuardianLink использует свою запатентованную технологию искусственного интеллекта для мониторинга в Интернете любых дубликатов, подделок и копий НФТ создателей, использующих их платформу. Это позволяет как создателям, так и коллекциям защищать свои активы НФТ.

Известно, что криптовалютное сообщество довольно быстро адаптируется к изменениям в силу зарождающегося характера отрасли и технологии. Таким образом, по мере развития юридических вопросов, связанных с НФТ, и выяснения того, какие изменения необходимо внести в преобладающую структуру, будут адаптироваться и протоколы.