Каковы основные виды деятельности цепочки добавленной стоимости Майкла Портера?

Что такое цепочка создания стоимости?

Цепочка создания стоимости — это комбинация систем, которые компания или организация использует для зарабатывания денег.То есть цепочка создания стоимости состоит из различных подсистем, которые используются для создания продуктов или услуг.Это включает в себя процесс от начала до конца. 

Цепочка добавленной стоимости Майкла Портера

Учитывая важность цепочки создания стоимости, Майкл Портер разработал инструмент стратегического управления для анализа цепочки создания стоимости компании.  Портер, известный пятью силами Портера3,  изложил свой метод анализа цепочек создания стоимости в своей книге 1985 года «Конкурентные преимущества».  Портер стремился определить конкурентное преимущество компании, отмечая, что оно проистекает из процессов компании, таких как маркетинг и вспомогательная деятельность.

Портер разбивает анализ цепочки создания стоимости на пять основных видов деятельности.Затем он разбивает их на четыре вида деятельности, которые помогают поддерживать основные виды деятельности.Основными видами деятельности цепочки создания стоимости Майкла Портераявляются входящая логистика, операции, исходящая логистика, маркетинг и продажи, а также обслуживание.Целью пяти групп действий является создание ценности, превышающей затраты на проведение этой деятельности, и, следовательно, получение более высокой прибыли.  Вот пять основных основных видов деятельности.

Основные виды деятельности компании Porter в цепочке создания стоимости

Входящая логистика

Входящая логистика включает прием, складирование и инвентаризацию сырья компании.Это также касается всех отношений с поставщиками.Например, для компании, занимающейся электронной коммерцией, входящая логистика будет заключаться в получении и хранении продукции от производителя, которую она планирует продавать.

Операции

Операции включают процедуры преобразования сырья в готовый продукт или услугу.Это включает в себя изменение всех входов, чтобы они стали выходами.В приведенном выше примере электронной коммерции это может включать добавление этикеток, брендирование или упаковку нескольких продуктов в один комплект, чтобы повысить ценность продукта.

Исходящая логистика

Все действия по доставке конечного продукта потребителю считаются исходящей логистикой.Это включает доставку продукта, но также включает системы хранения и распределения, которые могут быть внешними или внутренними.Для указанной выше компании электронной коммерции это включает хранение продуктов для отправки и фактическую доставку указанных продуктов.

Маркетинг и продажи

Стратегии повышения узнаваемости и нацеливания на соответствующих клиентов, такие как реклама, продвижение по службе и ценообразование, включены в маркетинг и продажи.По сути, это все действия, которые помогают убедить потребителя приобрести продукт или услугу компании.Продолжая приведенный выше пример, компания электронной коммерции может размещать рекламу в Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) или создавать список адресов электронной почты для электронного маркетинга.

Услуги

Это включает в себя действия по обслуживанию продуктов и повышению качества обслуживания потребителей — обслуживание клиентов, техническое обслуживание, ремонт, возврат и обмен.Для компании, занимающейся электронной коммерцией, это может включать ремонт, замену или гарантию.

Вторичные виды деятельности в цепочке добавленной стоимости Портера

Теперь компании могут дополнительно улучшать основные виды деятельности в своей цепочке создания стоимости с помощью второстепенных видов деятельности.Мероприятия по поддержке цепочки создания стоимости делают именно это, они поддерживают основные виды деятельности.Вспомогательная, или вторичная, деятельность обычно играет роль в каждой основной деятельности.  Например, управление человеческими ресурсами, которое может сыграть роль в операциях, маркетинге и продажах. Вот четыре вспомогательных действия.

Закупка

Закупки — это приобретение ресурсов или ресурсов для фирмы.Таким образом компания получает сырье, следовательно, это включает поиск и согласование цен с поставщиками и продавцами.Это в значительной степени относится к основной деятельности в области входящей логистики, когда компания электронной торговли будет искать материалы или товары для перепродажи.

Управление человеческими ресурсами

Наем и удержание сотрудников, которые будут выполнять бизнес-стратегию, а также помогать в разработке, продвижении и продаже продукта.В целом, управление сотрудниками полезно для всех основных видов деятельности, где сотрудники и эффективный найм необходимы, в частности, для маркетинга, логистики и операций.

Инфраструктура

Инфраструктура охватывает системы поддержки компании и функции, которые позволяют ей поддерживать операции.Сюда входят всебухгалтерские, юридические и административные функции.Для выполнения всех основных функций необходима прочная инфраструктура.

Технологическое развитие

Технологические разработки используются во время исследований и разработок и могут включать проектирование и разработку производственных технологий и автоматизацию процессов.Это включает оборудование, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, процедуры и технические знания.В целом бизнес, работающий над сокращением затрат на технологии, например переход от аппаратной системы хранения данных к облаку, — это технологическое развитие.

Нижняя граница

Основные виды деятельности в цепочке создания стоимости Майкла Портера используются для предоставления компании конкурентного преимущества в любом из пяти видов деятельности, поэтому она имеет преимущество в отрасли, в которой она работает.  В целом анализ рассчитан на компании, производящие товары. Но практически любая компания может использовать анализ цепочки создания стоимости, разработанный Портером, даже если у нее нет всех компонентов.