Примеры эластичности спроса, отличные от эластичности спроса по цене

Эластичность спроса — это экономическая мера чувствительности спроса по отношению к изменению другой переменной. Потребное количество товара или услуги зависит от множества факторов, таких как цена, доходы и предпочтения. Всякий раз, когда происходит изменение этих переменных, это вызывает изменение количества спроса на товар или услугу.

Например, когда существует взаимосвязь между изменением объема спроса и ценой товара или услуги, эластичность известна как эластичность спроса по цене.

Есть еще два других основных типа эластичности спроса: эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Ключевые выводы

  • Эластичность спроса — это мера реакции на изменение спроса при изменении множества других факторов, включая цену продукта.
  • Эластичность спроса по цене, пожалуй, наиболее хорошо известна и измеряет, как изменяется спрос на товар при изменении его цены, причем спрос на одни товары более чувствителен к цене, чем на другие.
  • Под эластичностью спроса по доходу понимается чувствительность количества спроса на определенный товар к изменению реального дохода потребителей, покупающих этот товар.
  • Перекрестная эластичность спроса — это экономическая концепция, которая измеряет реакцию количества спроса на один товар при изменении цены на другой товар.

Эластичность спроса по цене

Ценовая эластичность спроса — это показатель влияния повышения или понижения цены на продажи продукта.

Если эластичность спроса по цене больше 1, она считается эластичной. То есть спрос на товар чувствителен к увеличению цены. Например, повышение цены на изысканный стейк может заставить многих покупателей выбрать гамбургер. Выгодная цена за модный фасон заставит многих покупателей перейти на модный фасон.

Ценовая эластичность спроса меньше единицы называется неэластичной. Спрос на товар существенно не меняется после повышения цены. Например, потребителю либо нужна банка моторного масла, либо оно не нужно. Изменение цены практически не повлияет на спрос. Но не многие будут запасаться моторным маслом, если на него упадет цена.

Эластичность спроса по доходу

Доходы потребителей играют очень важную роль в спросе на товар или услугу. Когда происходит изменение доходов потребителей, это вызывает изменение количества спроса на товар или услугу, если все другие факторы остаются неизменными. Чувствительность изменения количества спроса на товар или услугу по отношению к изменению доходов потребителей известна как эластичность спроса по доходу. Формула, используемая для расчета эластичности спроса по доходу, представляет собой процентное изменение количества спроса на товар или услугу, деленное на его процентное изменение в доходах потребителей.

Если эластичность спроса по доходу больше 1, товар или услуга считаются роскошью и эластичными по доходу. Товар или услуга, эластичность спроса по доходу которых составляет от нуля до 1, считается нормальным товаром, а доход — неэластичным. Если у товара или услуги эластичность спроса по доходу ниже нуля, они считаются товаром более низкого качества и имеют отрицательную эластичность по доходу.

Например, предположим, что эластичность спроса по доходу составляет -1,5. Товар считается неполноценным, и спрос на него падает по мере роста доходов потребителей.

Эластичность спроса со стороны заменителей

Другой пример эластичности спроса — перекрестная эластичность спроса. Он измеряет, насколько чувствительно количество спроса на товар или услугу по сравнению с изменением цены на аналогичный товар или услугу. Перекрестная эластичность спроса рассчитывается путем деления процентного изменения количества спроса на один товар на процентное изменение цены замещающего товара.

Если перекрестная эластичность спроса на товары больше нуля, товары считаются заменителями. Если товары имеют перекрестную эластичность спроса, равную нулю, эти два товара независимы друг от друга. Если перекрестная эластичность спроса меньше нуля, два товара считаются взаимодополняющими.

Например, зубная паста является примером хорошего заменителя. Если цена одной марки зубной пасты увеличивается, возрастает и спрос на другую марку. Примером дополнительных товаров являются булочки для хот-догов и хот-доги. Если цена на хот-доги возрастает, а все остальное остается неизменным, спрос на булочки для хот-догов уменьшается.