Что вызывает инфляцию и кто от этого получает прибыль?

Инфляция — это показатель скорости роста цен на товары и услуги в экономике. Если происходит инфляция, ведущая к повышению цен на предметы первой необходимости, такие как продукты питания, это может оказать негативное влияние на общество.

Ключевые выводы

  • Инфляция — это показатель скорости роста цен на товары и услуги в экономике.
  • Инфляция может возникнуть, когда цены растут из-за увеличения производственных затрат, таких как сырье и заработная плата.
  • Всплеск спроса на продукты и услуги может вызвать инфляцию, поскольку потребители готовы платить за продукт больше.
  • Некоторые компании получают выгоду от инфляции, если они могут взимать более высокую плату за свою продукцию в результате высокого спроса на их товары.

Инфляция может произойти практически по любому продукту или услуге, включая связанные с потребностями расходы, такие как жилье, питание, медицинское обслуживание и коммунальные услуги, а также необходимые расходы, такие как косметика, автомобили и драгоценности. Как только инфляция становится преобладающей во всей экономике, ожидание дальнейшей инфляции становится главной заботой как потребителей, так и предприятий.

Центральные банки развитых стран, в том числе Федеральная резервная система США, отслеживают инфляцию. ФРС имеет целевой показатель инфляции около 2% и корректирует денежно-кредитную политику для борьбы с инфляцией, если цены растут слишком сильно или слишком быстро.

Инфляция может вызывать беспокойство, потому что завтра она делает сэкономленные сегодня деньги менее ценными. Инфляция подрывает покупательную способность потребителя и может даже помешать возможности выйти на пенсию. Например, если инвестор заработал 5% от вложений в акции и облигации, но уровень инфляции был 3%, инвестор заработал только 2% в реальном выражении. В этой статье мы рассмотрим фундаментальные факторы инфляции, различные типы инфляции и то, кому это выгодно.

Что движет инфляцией

Существуют различные факторы, которые могут влиять на цены или инфляцию в экономике. Обычно инфляция возникает в результате увеличения производственных затрат или увеличения спроса на продукты и услуги.

Инфляция, вызывающая рост затрат

Инфляция издержек происходит, когда цены растут из-за увеличения производственных затрат, таких как сырье и заработная плата. Спрос на товары не меняется, тогда как предложение товаров снижается из-за более высоких издержек производства. В результате добавленные издержки производства перекладываются на потребителей в виде более высоких цен на готовую продукцию.

Один из признаков возможной инфляции издержек можно увидеть в росте цен на сырьевые товары, такие как нефть и металлы, поскольку они являются основными производственными ресурсами. Например, если цена на медь вырастет, компании, использующие медь для производства своей продукции, могут поднять цены на свои товары. Если спрос на продукт не зависит от спроса на медь, бизнес переложит более высокую стоимость сырья на потребителей. Результат — более высокие цены для потребителей без изменения спроса на потребляемые продукты.

Заработная плата также влияет на стоимость производства и, как правило, является самой большой статьей расходов для предприятий. Когда экономика работает хорошо, а уровень безработицы низок, может возникнуть нехватка рабочей силы или рабочих. Компании, в свою очередь, повышают заработную плату, чтобы привлечь квалифицированных кандидатов, что приводит к увеличению производственных затрат компании. Если компания поднимает цены из-за роста заработной платы сотрудников, возникает инфляция издержек плюс.

Стихийные бедствия также могут привести к росту цен. Например, если ураган уничтожит такой урожай, как кукуруза, цены в экономике могут вырасти, поскольку кукуруза используется во многих продуктах.

Инфляция спроса

Инфляция спроса может быть вызвана высоким потребительским спросом на продукт или услугу. Когда в экономике наблюдается всплеск спроса на товары, цены растут, и в результате возникает инфляция, связанная со спросом. Потребительское доверие обычно бывает высоким, когда уровень безработицы низкий, а заработная плата растет, что ведет к увеличению расходов. Экономический рост напрямую влияет на уровень потребительских расходов в экономике, что может привести к высокому спросу на продукты и услуги.

По мере увеличения спроса на конкретный товар или услугу доступное предложение уменьшается. Когда доступно меньше товаров, потребители готовы платить больше, чтобы получить товар, как указано в экономическом принципе  спроса и предложения. Результатом являются более высокие цены из-за инфляции спроса.

Компании также играют роль в инфляции, особенно если они производят популярные товары. Компания может поднять цены просто потому, что потребители готовы платить увеличенную сумму. Корпорации также свободно повышают цены, когда покупаемый товар необходим потребителям для повседневной жизни, например, нефть и газ. Однако именно спрос со стороны потребителей дает корпорациям рычаги воздействия на повышение цен.

Жилищный рынок

Например, на рынке жилья на протяжении многих лет наблюдались взлеты и падения. Если дома пользуются спросом из-за роста экономики, цены на жилье вырастут. Спрос также влияет на вспомогательные продукты и услуги, поддерживающие жилищную промышленность. Строительные товары, такие как пиломатериалы и сталь, а также гвозди и заклепки, используемые в домах, могут увидеть рост спроса в результате более высокого спроса на дома.

Расширяющая фискальная политика

Экспансионистская фискальная политика правительства может увеличить размер дискреционного дохода как для предприятий, так и для потребителей. Если правительство снижает налоги, предприятия могут потратить их на улучшение капитала, компенсацию сотрудникам или новый найм. Потребители также могут покупать больше товаров. Правительство также могло бы стимулировать экономику, увеличивая расходы на инфраструктурные проекты. В результате может повыситься спрос на товары и услуги, что приведет к росту цен.

Экспансионистская денежно-кредитная политика центральных банков может снизить процентные ставки. Центральные банки, такие как Федеральная резервная система, могут снизить затраты для банков на ссуду, что позволяет банкам ссужать больше денег предприятиям и потребителям. Увеличение количества денег, доступных в экономике, приводит к увеличению расходов и спроса на товары и услуги.

Меры инфляции

Есть несколько показателей, которые используются для измерения уровня инфляции. Одним из самых популярных является индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет цены на корзину товаров и услуг в экономике, включая продукты питания, автомобили, образование и отдых.

Еще одним показателем инфляции является индекс цен производителей (PPI), который сообщает об изменениях цен, влияющих на отечественных производителей. PPI измеряет цены на топливо, сельскохозяйственную продукцию (мясо и зерно), химические продукты и металлы. Если повышение цен, которое вызывает резкий скачок PPI, передается потребителям, это отразится в индексе потребительских цен.

Кому выгодна инфляция?

Хотя потребители мало выигрывают от инфляции, инвесторы могут получить выгоду, если они будут держать активы на рынках, затронутых инфляцией. Например, те, кто инвестирует в энергетические компании, могут увидеть рост цен на свои акции, если цены на энергоносители растут.

Некоторые компании получают выгоду от инфляции, если они могут взимать более высокую плату за свою продукцию в результате всплеска спроса на их товары. Если экономика работает хорошо и спрос на жилье высок, жилищные компании могут взимать более высокие цены за продажу домов.

Другими словами, инфляция может дать предприятиям возможность ценообразования и увеличить их размер прибыли. Если рентабельность растет, это означает, что цены, которые компании взимают за свою продукцию, растут более быстрыми темпами, чем рост производственных затрат.

Кроме того, владельцы бизнеса могут сознательно отказываться от поставок с рынка, позволяя ценам вырасти до приемлемого уровня. Однако компании также могут пострадать от инфляции, если она является результатом резкого роста производственных затрат. Компании подвергаются риску, если они не могут переложить более высокие затраты на потребителей за счет более высоких цен. Если, например, на иностранную конкуренцию не влияет рост издержек производства, их цены не должны повышаться. В результате американским компаниям, возможно, придется съесть более высокие производственные затраты, иначе они рискуют потерять клиентов в пользу иностранных компаний.