Понимание разницы между моральной опасностью и неблагоприятным отбором

И моральный риск, и неблагоприятный отбор используются в экономике, управлении рисками и страховании для описания ситуаций, когда одна сторона оказывается в невыгодном положении в результате поведения другой стороны.

Моральный риск возникает, когда между двумя сторонами существует асимметричная информация, и изменение поведения одной из сторон происходит после достижения соглашения между двумя сторонами. Асимметричная информация относится к любой ситуации, когда одна сторона транзакции обладает большими материальными знаниями, чем другая сторона. Моральный вред часто возникает в сфере кредитования и страхования, но он также может существовать в отношениях между работником и работодателем. Каждый раз, когда две стороны приходят к соглашению друг с другом, может возникнуть моральный риск.

Неблагоприятный выбор относится к ситуации, когда продавцы имеют больше информации, чем покупатели, или наоборот, о некоторых аспектах качества продукта, хотя, как правило, более осведомленной стороной является продавец. Неблагоприятный отбор происходит, когда используется асимметричная информация.

Ключевые выводы

  • Моральный риск и неблагоприятный отбор — это термины, используемые в экономике, управлении рисками и страховании для описания ситуаций, когда одна сторона находится в невыгодном положении по отношению к другой.
  • В ситуации морального риска одна сторона, заключающая соглашение, предоставляет вводящую в заблуждение информацию или меняет свое поведение после того, как соглашение было заключено, потому что они считают, что не столкнутся с какими-либо последствиями за свои действия.
  • Моральный вред часто возникает в сфере кредитования и страхования, но он также может существовать в отношениях между работником и работодателем.
  • Неблагоприятный выбор относится к ситуации, когда продавцы имеют больше информации, чем покупатели, или наоборот, о некоторых аспектах качества продукции.

Моральный ущерб

В ситуации морального риска одна сторона, заключающая соглашение, предоставляет вводящую в заблуждение информацию или меняет свое поведение после того, как соглашение было заключено, потому что они считают, что не столкнутся с какими-либо последствиями за свои действия. Когда физическое или юридическое лицо не несет полную стоимость риска, у них может быть стимул к увеличению своей подверженности риску. Это решение основано на том, что принесет им максимальную пользу.

Всегда существует риск того, что одна из сторон не заключила договор добросовестно, и они могут сделать это, предоставив ложную информацию о своих активах, обязательствах или кредитоспособности. Это может происходить в финансовой отрасли в контрактах между заемщиком и  кредитором. Моральный вред также распространен в страховой отрасли.

Пример моральной опасности

Например, предположим, что домовладелец не имеет страховки домовладельца или страховки от наводнения, но живет в зоне наводнения. Домовладелец очень осторожен и подписывается на систему домашней безопасности, которая помогает предотвратить кражи со взломом. Когда случаются штормы, он готовится к наводнениям, очищая канализацию и перемещая мебель, чтобы предотвратить повреждение.

Однако домовладелец устал постоянно беспокоиться о возможных кражах со взломом и готовиться к наводнениям, поэтому он покупает страховку для дома и страховку от наводнения. После того, как его дом застрахован, его поведение меняется. Он отменяет подписку на систему домашней безопасности и делает меньше для подготовки к потенциальному наводнению. Страховая компания теперь подвергается большему риску подачи иска против нее в результате ущерба от наводнения или потери имущества.

История моральной опасности

Согласно исследованиям экономистов Алларда Э. Дембе из Университета штата Огайо и Лесли И. Бодена из Бостонского университета, термин «моральный риск» широко использовался страховыми агентами в Англии.Хотя раннее использование этого термина подразумевало мошенничество и аморальное поведение, иногда слово «моральный» также использовалось просто для обозначения субъективного поведения в области математики, поэтому этические значения этого термина не ясны.В 1960-х годах моральный риск снова стал предметом изучения экономистов.В то время, вместо того, чтобы быть описанием морали вовлеченных сторон, экономисты использовали моральный риск для обозначения неэффективности, возникающей, когда риски не могут быть полностью поняты.

Неблагоприятный отбор

Неблагоприятный отбор описывает ситуацию, в которой одна сторона сделки имеет более точную и отличающуюся от других информацию. Партия с меньшим количеством информации находится в невыгодном положении по сравнению с партией с большей информацией. Эта асимметрия приводит к неэффективности цены и количества предоставляемых товаров и услуг. Большая часть информации в рыночной экономике передается через цены, а это означает, что неблагоприятный выбор, как правило, является результатом неэффективных ценовых сигналов.

Пример неблагоприятного отбора

Например, предположим, что среди населения есть две группы людей: те, кто курит и не занимается спортом, и те, кто не курит и кто занимается спортом. Общеизвестно, что у тех, кто курит и не занимается спортом, ожидаемая продолжительность жизни короче, чем у тех, кто не курит и предпочитает заниматься спортом. Предположим, есть два человека, которые хотят приобрести страховку жизни: один курит и не занимается спортом, а другой не курит и ежедневно занимается спортом. Страховая компания без дополнительной информации не может отличить человека, который курит и не занимается спортом, от другого человека.

Страховая компания просит людей заполнить анкеты, чтобы идентифицировать себя. Однако человек, который курит и не занимается спортом, знает, что, ответив правдиво, он получит более высокие страховые взносы. Этот человек решает солгать и говорит, что не курит и ежедневно занимается спортом. Это приводит к неблагоприятному отбору; компания по страхованию жизни взимает одинаковую премию с обоих лиц. Однако страхование более ценно для курильщика, не занимающегося спортом, чем для некурящих. Курильщик, не занимающийся спортом, будет нуждаться в дополнительной медицинской страховке в большей степени и, в конечном итоге, получит более низкий страховой взнос.

Страховые компании сокращают риск крупных претензий за счет ограничения страхового покрытия или повышения страховых взносов. Страховые компании пытаются снизить вероятность неблагоприятного отбора, выявляя группы людей, которые подвергаются большему риску, чем население в целом, и взимая с них более высокие страховые взносы. Роль андеррайтеров по страхованию жизни состоит в том, чтобы оценивать кандидатов на страхование жизни, чтобы определить, предоставлять ли им страховку или сколько премий взимать с них. Страховщики обычно оценивают любую проблему, которая может повлиять на здоровье заявителя, включая, помимо прочего, рост заявителя, вес, историю болезни, семейную историю, род занятий, хобби, сведения о вождении и курение.

Другие примеры неблагоприятного выбора включают рынок подержанных автомобилей, где продавец может знать больше о дефектах транспортного средства и взимать с покупателя больше, чем стоит машина. В случае автострахования заявитель может ложно использовать адрес в районе с низким уровнем преступности в своем заявлении, чтобы получить более низкую премию, когда он фактически проживает в районе с высоким уровнем взломов автомобилей.

Отличие моральной опасности от неблагоприятного выбора

Как в случае морального риска, так и в случае неблагоприятного отбора существует информационная асимметрия между двумя сторонами. Основное различие — когда это происходит. В ситуации морального риска изменение поведения одной из сторон происходит после заключения соглашения. Однако при неблагоприятном выборе отсутствует симметричная информация до момента согласования контракта или сделки.