Почему развалился СССР экономически

На протяжении большей части 20-го века Советский Союз соперничал с Соединенными Штатами в политической, военной и экономической мощи.В то время как центральная командная экономика Советского Союза была диаметрально противоположна рыночному либерализму западных стран, быстрое экономическое развитие, которое Советы добились в середине века, сделало их систему жизнеспособной экономической альтернативой.

Но после того, как рост замедлился и были проведены различные реформы для оживления стагнирующей экономики, Советский Союз в конечном итоге распался, вместе с обещаниями альтернативы западному капитализму. В то время как централизованное экономическое планирование помогло стимулировать его рост в середине века, частичные реформы Советского Союза по децентрализации экономической власти в конечном итоге подорвали его экономику.

Ключевые выводы

  • Официально Советский Союз распался 26 декабря 1991 года, когда СССР был распущен и политика коммунистической эпохи в регионе прекратилась.
  • Ослабление вооруженных сил и экономики СССР после Второй мировой войны началось с коммунистической политики и экономики.
  • Однако вскоре эта экономическая система уже не могла конкурировать на мировой арене.Наряду с общественным недовольством политикой перестройки и гласности президента Горбачева, Советский Союз в конечном итоге потерпел неудачу.

Начало советской командной экономики

В 1917 году русский царь был свергнут группамиустановлено, объединяющее конфедерацию государств под властью коммунистической партии.Начиная с 1924 годом, с подъемом Иосифа Сталина к власти, командная экономика характеризуется тоталитарным контролем над политической, социальной и экономической жизнью определила бы Советский Союз для большинства из оставшихся 20 -го века.

Советская командная экономика координировала экономическую деятельность посредством выпуска директив, установления социальных и экономических целей и введения нормативных актов. Советские лидеры определились с основополагающими социальными и экономическими целями государства. Для достижения этих целей должностные лица Коммунистической партии взяли под свой контроль всю социально-экономическую деятельность страны.

Коммунистическая партия узаконила свой контроль, заявив, что у нее есть знания, чтобы управлять обществом, которое могло бы соперничать с любой западной рыночной экономикой и обогнать ее. Чиновники управляли значительными объемами информации, необходимой для централизованного планирования производства и распределения. Иерархические структуры были установлены на всех уровнях экономической деятельности, при этом начальство имело полный контроль над нормами и параметрами плановых заданий, а также устанавливало регулярные оценки эффективности и вознаграждения. (Чтобы узнать больше, см.: В чем разница между рыночной экономикой и командной экономикой? )

Начальный период быстрого роста

Сначала в Советском Союзе наблюдался быстрый экономический рост.В то время как отсутствие открытых рынков, обеспечивающих ценовые сигналы и стимулы для прямой экономической деятельности, приводило к расточительности и экономической неэффективности, в советской экономике среднегодовые темпы роста валового национального продукта (ВНП) составляли 5,8% с 1928 по 1940 год, 5,7% с 1928 по 1940 год. С 1950 по 1960 год и 5,2% с 1960 по 1970 год (в период с 1940 по 1950 год был спад до 2,2%)1.

Впечатляющие показатели были во многом обусловлены тем, что, будучи слаборазвитой экономикой, Советский Союз мог перенимать западные технологии, насильственно мобилизуя ресурсы для внедрения и использования таких технологий. Сосредоточение внимания на индустриализации и урбанизации за счет личного потребления дало Советскому Союзу период быстрой модернизации. Однако, как только страна начала догонять Запад, ее способность заимствовать все новые технологии и связанный с этим эффект производительности вскоре уменьшились.

Замедление роста и начало реформ

Советская экономика становилась все более сложной, поскольку у нее начинали иссякать модели развития, которые можно было подражать.При замедлении среднего роста ВНП до 3,7% в год в период с 1970 по 1975 год, а затем до 2,6% в период с 1975 по 1980 год, стагнация командной экономики стала очевидной для советских руководителей.

Советский Союз с 1950-х годов был осведомлен о таких долгосрочных проблемах, как неэффективность командной экономики и о том, как внедрение знаний и технологий развитых стран может происходить в ущерб развитию инновационной национальной экономики.Частичные реформы, такие как реформыСовнархоза, осуществленные Никитой Хрущевым в конце 1950-х годов, пытались начать децентрализацию экономического контроля, позволяя «второй экономике» справляться с возрастающей сложностью экономических дел.

Эти реформы, однако, подорвали основы институтов командной экономики, и Хрущев был вынужден «реформировать» обратно к централизованному контролю и координации в начале 1960-х годов. Но по мере того, как экономический рост снижается, а неэффективность становится все более очевидной, в начале 1970-х годов были возобновлены частичные реформы, позволяющие обеспечить более децентрализованное рыночное взаимодействие. Задача советского руководства заключалась в том, чтобы создать более либеральную рыночную систему в обществе, в основе которого лежал централизованный контроль.

Перестройка и крах

Эти ранние реформы не смогли возродить все более стагнирующую советскую экономику, при этом рост производительности труда упал ниже нуля к началу 1980-х годов. Эти продолжающиеся низкие экономические показатели привели к более радикальному набору реформ под руководством Михаила Горбачева. Пытаясь сохранить социалистические идеалы и центральный контроль над основными общественными целями, Горбачев стремился децентрализовать экономическую деятельность и открыть экономику для внешней торговли.

Эта реструктуризация, получившая названиеперестройки, поощряла индивидуальный частный стимул, создавая большую открытость.Перестройка прямо противоречила ранее существовавшей иерархической природе командной экономики. Но более широкий доступ к информации способствовал критике советского контроля не только над экономикой, но и над социальной жизнью. Когда советское руководство ослабило контроль, чтобы спасти пошатнувшуюся экономическую систему, оно помогло создать условия, которые привели бы к распаду страны.

Хотяпоначалуперестройка казалась успешной, поскольку советские фирмы воспользовались новыми свободами и новыми инвестиционными возможностями, оптимизм вскоре угас.Конец 1980-х — начало 1990-х годов, которые были последними годами существования Советского Союза, характеризовалисерьезный экономический спад.

Советские лидеры больше не могли вмешиваться в растущий экономический хаос. Новые полномочия местных лидеров требовали большей автономии от центральной власти, что пошатнуло основы командной экономики, в то время как более локализованные культурные особенности и приоритеты взяли верх над национальными проблемами. В конце 1991 года Советский Союз, развалившийся в клочьях своей экономики и политического единства, распался на пятнадцать отдельных государств. (Чтобы узнать больше, см.: Плюсы и минусы капиталистической и социалистической экономик ).

Суть

Первоначальной сильной стороной советской командной экономики была ее способность быстро мобилизовать ресурсы и направлять их в производственную деятельность, аналогичную той, что была в странах с развитой экономикой. Тем не менее, приняв существующие технологии, вместо того, чтобы разрабатывать свои собственные, Советский Союз не смог создать среду, которая ведет к дальнейшим технологическим инновациям.

Пережив период наверстывания с сопутствующими высокими темпами роста, командная экономика начала стагнировать в 1970-х годах. В этот момент стали очевидны недостатки и неэффективность советской системы. Вместо того, чтобы спасти экономику, различные частичные реформы только подорвали основные институты экономики. Радикальная экономическая либерализация Горбачева стала последним гвоздем в крышку гроба, когда локальные интересы вскоре разрушили ткань системы, основанной на централизованном контроле.