Z-оценка

Что такое Z-оценка?

Z-оценка — это числовое измерение, которое описывает отношение значения к среднему значению группы значений. Z-показатель измеряется в единицах стандартного отклонения от среднего. Если Z-оценка равна 0, это означает, что оценка точки данных идентична средней оценке. Z-оценка 1,0 будет означать значение, которое составляет одно стандартное отклонение от среднего. Z-баллы могут быть положительными или отрицательными, при этом положительное значение означает, что балл выше среднего, а отрицательный — ниже среднего.

В финансах Z-баллы являются мерой изменчивости наблюдения и могут использоваться трейдерами для определения волатильности рынка. Z-оценку также иногда называют Z-оценкой Альтмана .

Краткая справка

  • Z-Score — это статистическое измерение отношения оценки к среднему значению в группе оценок.
  • Z-оценка может показать трейдеру, является ли значение типичным для указанного набора данных или нетипичным.
  • В целом, показатель Z ниже 1,8 предполагает, что компания может быть на грани банкротства, а оценка, близкая к 3, предполагает, что компания находится в стабильном финансовом положении.

Как работают Z-баллы

Z-значения показывают статистикам и трейдерам, типичен ли показатель для определенного набора данных или нетипичен. Z-значения также позволяют аналитикам адаптировать оценки из различных наборов данных для получения оценок, которые можно будет более точно сравнивать друг с другом.

Эдвард Альтман, профессор Нью-Йоркского университета, разработал и ввел формулу Z-оценки в конце 1960-х годов как решение трудоемкого и несколько запутанного процесса, который пришлось пройти инвесторам, чтобы определить, насколько близка к банкротству компания.12 На самом деле формула Z-балла, разработанная Альтманом, в конечном итоге дала инвесторам представление об общем финансовом состоянии компании.

На протяжении многих лет Альтман продолжал пересматривать свой Z-балл.С 1969 по 1975 год Альтман изучил 86 компаний, терпящих бедствие.С 1976 по 1995 год он наблюдал за 110 компаниями.Наконец, с 1997 по 1999 год он оценил еще 120 компаний.По его результатам было обнаружено, что точность Z-балла составляет от 82% до 94%.3

В 2012 году Альтман выпустил обновленную версию Z-score, которая получила название Z-score Plus Альтмана.Его можно использовать для оценки государственных и частных компаний, производственных и непроизводственных компаний, а также американских и неамериканских компаний.1

Z-оценка — это результат теста на кредитоспособность, который помогает оценить вероятность банкротства публично торгуемой компании.Z-оценка основана на пяти ключевых финансовых коэффициентах, которые можно найти и рассчитать из годового отчета компании за 10 тысяч. Расчет, используемый для определения Z-показателя Альтмана, выглядит следующим образом:

​ζ=1.2A+1.4B+3.3C+0.6D+1.0E
где:
Zeta(ζ)= Z-коэффициент Альтмана
A=Оборотный капитал/общие активы
B=Нераспределенная прибыль/все активы
C=Прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT)/общие активы
D=Рыночная стоимость собственного капитала/бухгалтерская стоимость всех обязательств
E=Продажи/общие активы

 

Как правило, показатель ниже 1,8 указывает на то, что компания, скорее всего, находится на грани банкротства. И наоборот, компании, набравшие более 3 баллов, менее склонны к банкротству.5

Z-коэффициенты в сравнении со стандартным отклонением

Стандартное отклонение — это, по сути, отражение степени изменчивости в данном наборе данных. Стандартное отклонение рассчитывается путем определения разницы между каждой точкой данных и средним значением. Затем эти разности возводятся в квадрат, суммируются и усредняются. В результате получается дисперсия. Стандартное отклонение — это квадратный корень из дисперсии.

Z-score, напротив, представляет собой количество стандартных отклонений, на которое данная точка данных отстоит от среднего значения. Для точек данных, которые находятся ниже среднего значения, показатель Z-score отрицательный. В большинстве больших наборов данных 99% значений имеют Z-балл между -3 и 3, то есть они лежат в пределах трех стандартных отклонений выше и ниже среднего.

Критика Z-коэффициентов

Z-коэффициент следует рассчитывать и интерпретировать с осторожностью. Например, Z-коэффициент не защищен от ложной бухгалтерской практики. Поскольку компании, испытывающие проблемы, могут иногда искажать или скрывать свои финансовые показатели, Z-коэффициент является настолько точным, насколько точны данные, которые в него входят.

Кроме того, Z-коэффициент не очень эффективен для новых компаний с небольшими или нулевыми доходами. Независимо от их фактического финансового состояния, эти компании получат низкий балл. Более того, Z-score не учитывает денежные потоки компании. Скорее, он лишь намекает на это с помощью коэффициента отношения чистого оборотного капитала к активам.

Наконец, Z-коэффициент может колебаться от квартала к кварталу, если компания регистрирует единовременные списания. Эти события могут изменить итоговый показатель и могут дать ложное представление о том, что компания находится на грани банкротства.