Команда мужа и жены стоит 586 миллионов долларов после IPO картографического стартапа

(Bloomberg) — Более двух десятилетий назад, когда Ракеш и Рашми Верма решили создать цифровые карты Индии, эта пара ступала по новой местности, причем в буквальном смысле. Задолго до того, как Google произвел революцию в веб-картографии, Вермы пешком обошли мегаполисы Индии, кропотливо нанося на карту улицы и достопримечательности.

Самое читаемое из Bloomberg

Ларри Саммерс предсказывает будущее, и оно не выглядит хорошим

Сингапурские путешественники сталкиваются с омикронным хаосом

United и Delta отменяют сотни рождественских рейсов

Сотни рейсов отменены; в Великобритании зафиксирован рекордный уровень заболеваемости: Обновленная информация о вирусе

Сингапур — не место для проведения карантина

Но грандиозная задача по созданию своей компании MapmyIndia окупилась во вторник. Стартап Вермы добился оглушительного успеха во время своего дебюта на бирже после первичного размещения акций. Акции выросли примерно на 35% до 1 393,65 индийских рупий ($18,4), увеличив чистый капитал пары примерно до $586 миллионов. Это был достойный смелый старт для компании, которая продает цифровые карты и географические данные, охватывающие сложный рельеф Индии.

Сильный дебют на рынке подводит черту под несколькими недавними максимумами для MapmyIndia, официально известной как C.E. Info Systems Ltd. Ранее в этом месяце компания сообщила, что получила заявки на покупку акций, более чем в 150 раз превышающих количество акций, предложенных на первичном публичном размещении. Apple Inc. и Amazon.com Inc. входят в число тех, кто приобрел программное обеспечение компании.

Команда из мужа и жены, которым после IPO принадлежит почти 54% акций компании, — последние основатели, озолотившиеся во время бума на фондовом рынке в этом году. Индийские стартапы, в частности, переживают настоящий момент, чему способствует высокий спрос на электронную коммерцию и онлайн-услуги, вызванный пандемией. Отечественные компании, такие как MapmyIndia, возглавили всплеск привлечения новых средств, установив рекорды IPO и поразив инвесторов, ищущих следующий большой рынок в Азии.

«Когда мы начинали, никто не понимал, что такое картографические данные», — сказал Ракеш в телефонном интервью перед листингом. «Сейчас, спустя 25 лет, картографические данные пронизывают предприятия, отрасли, государственные компании и министерства», — сказал он.

За последний финансовый год стартап отчитался о прибыли в размере 31%, выручка составила 1,92 миллиарда рупий (25 миллионов долларов), а чистая прибыль — 594,3 миллиона рупий. За первые два квартала текущего года, завершившиеся в сентябре, маржа прибыли достигла 46%.

Ракеш, 71 год, и Рашми, 65 лет, основали свою компанию в середине 1990-х годов, когда предприятия не были заинтересованы в покупке картографических данных. В то время в Индии еще не был введен публичный доступ в Интернет. Стартапы еще не сформировали культуру сегодняшних технологических центров, включая Бенгалуру и Гургаон.

По мере того как в Индии расширялось поле деятельности предпринимателей, Вермы выделялись своей стойкостью. Рашми руководит технологическим крылом бизнеса, занимая должность главного технического директора. Ракеш сыграл важную роль в расширении бизнеса в различных секторах, от автомобильной промышленности до государственных компаний.

Их мастерство оттачивалось за границей. В конце 1970-х годов, окончив элитные инженерные школы в Индии, Вермы отправились в США, где получили дипломы и начали успешную корпоративную карьеру. Ракеш поднялся по карьерной лестнице в General Motors Co. Рашми создавала компьютерные базы данных в International Business Machines Corp. Когда супруги вернулись в Индию, они определили для себя нишу цифровой картографии, которая начала завоевывать популярность в развитых странах.

В то время «базы данных были табличными, данные считались в мегабайтах, а Интернета не было», — говорит Рашми. Компания C.E. Info Systems была зарегистрирована в феврале 1995 года.

По словам супругов, первые несколько лет работы в Индии были сущим кошмаром. Ракеш часто присоединялся к геодезистам на улицах Мумбаи, где команда вручную записывала адреса. По мере совершенствования технологий триангуляция данных помогла охватить более отдаленные уголки страны.

Азарт окупился. Спустя всего год после начала бизнеса компания Coca-Cola Co. наняла Вермаса для составления схемы своих дистрибьюторских центров, которые в течение многих лет были разграничены такими расплывчатыми метками, как «вдоль реки» или «рядом с шоссе». Motorola, Ericsson AB и Qualcomm Inc. последовали этому примеру, заключив контракты с компанией на создание карт местности и определение местоположения своих вышек мобильной связи. В 2004 году Ракеш и Рашми представили первую в Индии платформу интерактивных карт.

«Наше моделирование данных — это наша ключевая IP, и именно это дает нам преимущество в этой области», — сказал Ракеш. «Мы нанесли на карту 99,99% территории Индии, запечатлев каждый город, поселок, деревню и населенный пункт».

Во всем мире Google Maps доминирует в потребительском сегменте рынка, имея более миллиарда пользователей, что намного больше, чем у конкурентов. Этому приложению способствует высокая запоминаемость бренда и преимущество предустановленного программного обеспечения на устройствах Android.

MapmyIndia, напротив, преуспела, продавая лицензии крупнейшим автопроизводителям, включая BMW AG и Daimler AG’s Mercedes Benz, и таким известным мировым брендам, как McDonald’s Corp. Многие из клиентов Vermas также являются местными стартапами, включая Paytm, платформу цифровых платежей, и Ola, популярную компанию по совместному использованию транспортных средств. Среди инвесторов стартапа — компании Qualcomm, Zenrin Co. и Flipkart, которая сейчас принадлежит Walmart Inc.

Открытие бизнеса стало логичным следующим шагом после того, как в этом году правительство Индии изменило правила сбора картографических и географических данных. Новые меры вынуждают иностранные компании покупать данные напрямую у индийских компаний, что дает MapmyIndia еще один буфер для захвата местного рынка и превращения потенциальных конкурентов, таких как Apple Maps, использующих программное обеспечение стартапа, в клиентов. Компания утверждает, что ее доля на рынке GPS-навигации в Индии составляет 95%.

Получив денежные вливания, Вермы планируют расширяться после интеграции карт для более чем 200 стран в свою программную платформу. Но супруги говорят, что успех вторника никак не повлияет на их образ жизни. Они не планируют путешествовать или переезжать из своего дома в лиственном пригороде Дели. Их получасовая поездка в штаб-квартиру компании на окраине города будет продолжаться.

«Моя работа и моя семья, включая четырех внуков, являются моей неизменной страстью», — сказала Рашми. «Ничего не меняется».

Ясно одно: спрос на географические данные стремительно растет. По прогнозам индийского правительства, к концу десятилетия объем рынка составит 14 миллиардов долларов, что отражает один из самых высоких темпов роста в мире. Ракеш не может не удивляться тому, как все сложилось.

«Мы прибыльны, наши будущие доходы предсказуемы, и нашу оценку легко рассчитать», — сказал он.

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как Shopify обогнал Amazon, чтобы стать магазином везде и всюду

Amazon’s Alexa застопорилась среди пользователей, поскольку интерес к ней угас, свидетельствуют документы

Революция удаленной работы порождает новый класс суперрабочих

От торгового стола до ларька с лапшой: Сингапурская история успеха

Роботы для тротуаров нашли свое место в кампусах колледжей