Запрет на рекламу криптовалют: единичный случай или новый этап глобального регулирования?

На прошлой неделе регулирующие органы трех крупных юрисдикций на двух континентах ввели новые правила, регулирующие связанные с криптовалютами рекламные акции и рекламу. Ссылаясь на потребительские риски, связанные с инвестициями в цифровые активы, власти Великобритании, Сингапура и Испании ужесточили требования к маркетинговым сообщениям криптокомпаний и практике привлечения клиентов. Хотя некоторые эксперты рассматривают эту наметившуюся тенденцию как признак нового глобального этапа регулирования криптовалют, остаются вопросы относительно эффективности и универсальности такого подхода.

Новые меры

В Великобритании Казначейство Ее Величества выпустило отчет, в котором обобщены результаты публичных консультаций по вопросам продвижения криптоактивов, опубликованные в июле 2020 года, а также дальнейшие шаги правительства по включению такого продвижения в периметр регулирования. Ключевым моментом здесь является то, что маркетинговые сообщения, связанные с криптовалютами, должны быть включены в сферу действия Постановления о продвижении финансовых продуктов, что означает, что к ним будут применяться те же правила, которые регулируют продвижение традиционных финансовых продуктов.

Национальная комиссия по рынку ценных бумаг, главный регулятор ценных бумаг Испании, объявила о новом наборе требований, которые будут применяться к компаниям, занимающимся цифровыми активами и нацеленным на 100 000 человек и более, а также к тем, кто использует влиятельных лиц в социальных сетях для продвижения своих продуктов и услуг.

В Великобритании и Испании регуляторы потребуют, чтобы рекламные объявления криптовалют соответствовали принципам ясности и справедливости, а также содержали информацию о рисках. Спонсоры рекламы также должны будут либо получить предварительное одобрение (Великобритания), либо уведомить власти (Испания) о предстоящих кампаниях.

Руководство, выпущенное Валютным управлением Сингапура, предусматривает еще более жесткие ограничения. По сути, регулятор разрешит поставщикам услуг цифровых активов размещать рекламу исключительно на собственных платформах, в то время как физическая реклама в общественных местах или с привлечением третьих лиц, например, влиятельных лиц в социальных сетях, полностью запрещена.

Движущие силы нового подхода

До недавнего времени регуляторы в основном предоставляли криптовалютным компаниям широкую свободу действий в отношении рекламной деятельности. Крупные технологические компании экспериментировали с цензурой рекламы, связанной с криптовалютами, на своих платформах. Теперь на передний план выходят финансовые регуляторы.

Натан Катания, партнер компании XReg Consulting, специализирующейся на цифровых активах, рассматривает это событие как признак меняющегося регулятивного ландшафта. Катания прокомментировал ситуацию изданию Cointelegraph:

Юрисдикции, которые отладили режимы ПОД/ФТ, теперь рассматривают другие значимые крипто-риски, и очевидно, что защита прав потребителей стоит на повестке дня. В последний год или около того многие крупные криптовалютные игроки активизировали рекламные кампании, и это привлекает внимание политиков и регуляторов, которые хотят убедиться, что эти рекламные объявления не вводят потребителей в заблуждение.

В отчете XReg’s на эту тему Катания и его коллеги далее утверждают, что игроки криптоиндустрии «могут ожидать, что регулирующие органы в других странах последуют их примеру в ближайшие месяцы», отмечая, что волна ограничений на рекламные акции криптовалют может представлять собой «вторую фазу регулирования криптоактивов», ориентированную на защиту потребителей.

Действительно, один из способов взглянуть на усиление внимания регуляторов к промоакциям цифровых активов заключается в том, что существует логическая последовательность мер, которым правительства придают различный уровень приоритетности. Другая интерпретация также представляется возможной: власти просто реагируют на возникающую реальность, независимо от того, считают ли они, что более фундаментальные регулятивные рамки успешно проверены.

Естественно, рост и популяризация пространства цифровых активов в последние годы привели к тому, что криптобизнес расширил охват аудитории, выйдя далеко за пределы первоначального ядра движения. Хотя точные цифры назвать сложно, очевидно, что за последний год объем рекламы криптовалют во многих странах и на многих платформах — от индийского телевиден
ия до общественного транспорта Лондона — значительно вырос.

В свете такой динамики, как считают регуляторы, вполне вероятно, что люди с недостаточным пониманием криптовалют как класса активов будут подвергаться воздействию недобросовестных рекламных сообщений. Некоторые из них могут поддаться искушению инвестировать или иным образом участвовать в цифровых финансах, не будучи полностью осведомленными о рисках.

Глобальная тенденция?

Надежные данные о влиянии новых ограничений на продвижение криптовалют вряд ли появятся в ближайшее время, и на данный момент невозможно сказать, окажут ли они серьезное влияние на финансовое благополучие людей или на прибыль криптокомпаний.

Чангпенг Чжао, генеральный директор криптобиржи Binance CEO, высказал мнение, что растущая тенденция не повлияет на спрос на продукты цифровых активов, поскольку сарафанное радио является основным маркетинговым инструментом в этом пространстве.

Также нет оснований полагать, что беспокойство регуляторов по поводу криптовалютных промоакций будет одинаково распределено географически. Например, в Соединенных Штатах в настоящее время мало признаков того, что реклама криптовалют попала под прицел государственных органов.

Рауль Гарсия, директор по финансовым услугам бухгалтерской фирмы Kaufman Rossin, расположенной во Флориде, отметил Cointelegraph, что в Соединенных Штатах внимание регуляторов сосредоточено на налогообложении и защите инвесторов, в то время как рекламные сообщения остаются вне сферы внимания властей. Гарсия прокомментировал:

Куда бы вы ни посмотрели в США, везде есть что-то о криптовалютах, они рекламируются […] И я действительно не вижу никакого сильного сопротивления, никаких ограничений для продвижения криптовалют или чего-то подобного. Слишком много денег можно заработать!

Разница между юрисдикциями, усиливающими надзор за рекламой криптовалют, и США может быть объяснена повышенным вниманием к защите прав потребителей, характерным для многих европейских стран и Сингапура, по сравнению с американской ориентацией на свободный рынок. При прочих равных условиях, более мягкие правила для рекламы цифровых активов могут сделать США более привлекательным местом для криптовалютных компаний в будущем.