Шопинг по мнениям: Что это такое, как это работает, история

Понимание покупок по мнениям

Покупка заключений — это практика поиска внешнего аудитора, готового дать благоприятную оценку финансовому состоянию компании. Цель — получить заключение без оговорок, которое подразумевает, что финансовая отчетность компании представлена достоверно и соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP). Такое положительное заключение может помочь компании получить финансирование по более выгодным ставкам от кредиторов и сохранить поддержку инвесторов.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) требует, чтобы все публичные компании предоставляли свою финансовую отчетность внешним аудиторам, которые затем излагают свои выводы в ежегодных отчетах (форма 10-K). Эти обзоры сопровождаются заключением бухгалтера, которое представляет собой заявление независимого аудитора о качестве информации, представленной в финансовых отчетах.
Мнение бухгалтера может быть как квалифицированным, так и безоговорочным. Заключение с оговорками указывает на то, что у аудитора есть сомнения относительно принципов бухгалтерского учета компании или объема представленной информации. Когда компания занимается покупкой заключений, она стремится получить заключение без оговорок, которое подтверждает достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с GAAP.
Заключение, выданное аудитором, имеет серьезные последствия. Заключения, выражающие обеспокоенность качеством информации в финансовых отчетах, могут отпугнуть инвесторов и затруднить получение кредитов от финансовых учреждений. И наоборот, положительное заключение аудитора имеет вес и может положительно повлиять на репутацию и финансовое положение компании.

История покупки мнений

Покупка мнений запрещена Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и привлекла внимание регулирующих органов, особенно после финансовых скандалов с участием таких компаний, как Enron Corporation, Tyco International plc и WorldCom в начале 2000-х годов.
Такие законодательные акты, как Закон Сарбейнса-Оксли 2002 года, были направлены на борьбу с мошенничеством в финансовой отчетности, но не позволили полностью искоренить практику покупки заключений. Исследование, проведенное Американской бухгалтерской ассоциацией (AAA) в 2019 году, показало, что более половины американских компаний, находящихся в тяжелом финансовом положении, настойчиво ищут аудиторов, готовых предоставить благоприятное заключение. Среди более чем 3500 публичных компаний, находящихся в тяжелом финансовом положении, которые изучались в течение девяти лет, 57 % занимались поиском аудиторов. Исследование показало, что компании, покупающие заключения, добились большего успеха в избежании заключений о непрерывности деятельности, которые выражают сомнения в способности компании продолжать свою деятельность, по сравнению с компаниями, не покупающими заключения.

Выявление покупателей мнений

Распространенность покупки заключений вызывает опасения в отношении компаний, которые внезапно меняют аудиторские фирмы. Такие изменения могут свидетельствовать о том, что компания ожидает получить значительные выгоды в обмен на затраты, связанные со сменой аудитора.
Аудиторы также сталкиваются с начальными расходами при привлечении нового клиента. До тех пор пока эти расходы не будут возмещены, аудиторы могут чувствовать давление, заставляющее их давать благоприятные оценки. Известны случаи, когда компании увольняли аудиторов, раскрывавших критическую информацию об их методах ведения бухгалтерского учета. Следовательно, аудиторы могут быть склонны к покладистому и гибкому подходу, чтобы привлечь больше клиентов.
Однако не все изменения в составе аудиторов свидетельствуют о покупке мнений. Публичные бухгалтеры могут иметь разные мнения относительно интерпретации и суждений, связанных с подготовкой финансовой отчетности для крупных корпораций. Компании могут свободно обращаться за советом к другим бухгалтерам, невинно выбирая нового аудитора, чей подход лучше соответствует их деловой практике, или выбирая более экономичный вариант, чтобы сэкономить на оплате аудита.
Последовательная смена аудиторов или переход от солидной бухгалтерской фирмы из «большой четверки» к более мелкой и отчаянной фирме может вызвать подозрение в покупке мнения.

Влияние и регулирование покупки аудиторских заключений в России

Покупка мнений — актуальное понятие для российского бизнеса, когда компании стремятся получить благоприятные оценки аудиторов для получения финансирования и поддержания доверия инвесторов. В России, как и в других странах, покупка мнений запрещена регулирующими органами, такими как Центральный банк РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам.
Практика покупки мнений в России привлекает внимание регулирующих органов, особенно после громких корпоративных скандалов, пошатнувших доверие инвесторов. Нормативно-правовые акты, такие как Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», направлены на укрепление независимости и объективности аудиторов путем введения жестких требований к отбору и ротации аудиторов.
Для борьбы с «покупкой мнения» российские регулирующие органы подчеркивают важность прозрачности и подотчетности финансовой отчетности. Публичные компании обязаны раскрывать финансовую отчетность и аудиторские заключения в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) или международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Привлечение независимых аудиторов имеет решающее значение для обеспечения надежной и непредвзятой оценки финансового состояния компании.
В России инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные стороны полагаются на мнение аудиторов для принятия обоснованных решений. Положительное заключение может улучшить репутацию компании, привлечь капитал и укрепить доверие инвесторов. И наоборот, отрицательное или квалифицированное заключение может вызвать сомнения в финансовом состоянии компании, что повлияет на ее способность привлечь финансирование и сохранить поддержку инвесторов.
Заключение
Покупка мнений остается противоречивой практикой в корпоративном мире, которая имеет последствия для финансовой прозрачности и доверия инвесторов. Несмотря на усилия регуляторов по ограничению этой практики, она сохраняется в различных юрисдикциях, включая Россию. Компании, участвующие в покупке мнений, рискуют испортить свою репутацию и могут столкнуться с юридическими последствиями.
Регуляторы, аудиторы и инвесторы играют важнейшую роль в выявлении и предотвращении «покупки мнений». Регулирующие органы должны обеспечивать соблюдение строгих правил и контролировать аудиторскую практику. Аудиторы должны сохранять независимость, объективность и этические стандарты, отказываясь давать благоприятные оценки на основе ложной или вводящей в заблуждение информации. Инвесторы должны проводить тщательную проверку, изучая многочисленные источники информации и запрашивая независимые мнения, чтобы принимать обоснованные инвестиционные решения.
В заключение следует отметить, что покупка мнений — это практика, которая по-прежнему ставит под сомнение целостность финансовой отчетности и аудита. Несмотря на то что предпринимаются усилия по регулированию и противодействию этой практике, она по-прежнему вызывает обеспокоенность в мировом бизнесе, в том числе и в России. Компании, аудиторы и регулирующие органы должны совместно работать над обеспечением прозрачности, этических норм и подотчетности финансовой отчетности для защиты инвесторов и поддержания целостности финансовых рынков.

Вопросы и ответы

Что такое покупка мнений?

Покупка заключений — это поиск внешнего аудитора, готового дать благоприятную оценку финансовому состоянию компании. Цель — получить заключение без оговорок, подтверждающее достоверность финансовой отчетности компании.

Почему компании занимаются поиском аудиторов?

Компании используют аудиторские заключения для улучшения своей репутации, привлечения капитала и поддержания поддержки инвесторов. Положительное заключение аудитора может помочь им получить выгодные условия финансирования и продемонстрировать соответствие стандартам бухгалтерского учета.

В чем разница между квалифицированным и безоговорочным заключением?

Заключение с оговорками указывает на то, что у аудитора есть сомнения относительно принципов бухгалтерского учета компании или объема предоставленной информации. Заключение без оговорок, напротив, подразумевает, что финансовая отчетность компании представлена достоверно и соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP).

Почему заключение о покупках считается спорным?

Покупка мнений считается спорной, поскольку она подрывает целостность финансовой отчетности и аудита. Она может привести к необъективным оценкам и искажению финансового состояния компании, что может ввести в заблуждение инвесторов и заинтересованные стороны.

Как покупка мнений влияет на доверие инвесторов?

Покупка мнений может повлиять на доверие инвесторов, создавая сомнения в точности и надежности финансовой отчетности компании. Инвесторы полагаются на мнение аудиторов при принятии обоснованных инвестиционных решений, а отрицательное или квалифицированное заключение может вызвать опасения и сдержать инвестиции.

Как регулирующие органы решают проблему покупки заключений?

Регулирующие органы решают проблему покупки мнений путем внедрения нормативных актов и рекомендаций, которые способствуют прозрачности и независимости аудиторской практики. Они контролируют аудиторские фирмы и применяют штрафные санкции за несоблюдение требований, чтобы предотвратить покупку заключений и сохранить целостность финансовой отчетности.

Каковы нормативные акты, регулирующие покупку мнений в России?

В России покупка мнений запрещена такими регулирующими органами, как Центральный банк РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает требования к отбору и ротации аудиторов для укрепления независимости и объективности аудиторской практики. Публичные компании в России также обязаны соблюдать российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) или международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и раскрывать свою финансовую отчетность и аудиторские заключения.