Торговая война Трампа потерпела полное фиаско
Дональд Трамп, американский президент с 2017 по 2021 год, заявил, что знает о торговле больше, чем большинство экономистов и экспертов по внешней политике. «Торговые войны — это хорошо, и их легко выиграть», — знаменито заявил Трамп в 2018 году. Он назвал себя «человеком-тарифом» и доказал это, введя новые тарифы на сотни миллиардов долларов американского импорта, которые должны были оплатить американские фирмы, покупающие эти товары.
По сомнительной логике Трампа, удорожание импорта для американцев нанесет ущерб иностранным продавцам и даст ему рычаг, который он сможет использовать, чтобы потребовать уступок. Его главной мишенью, конечно же, стал Китай. Трамп ввел новые тарифы на американский импорт из Китая на сумму около 450 миллиардов долларов, а Китай, что вполне предсказуемо, в ответ ввел аналогичные санкции на американский импорт. Эскалация потрясла финансовые рынки в 2018 и 2019 годах и в конечном итоге привела к заключению торговой сделки «первого этапа» между двумя странами, подписанной 15 января 2020 года. Согласно этой сделке, Китай должен был резко увеличить закупки американских товаров в качестве предварительного условия для того, чтобы Трамп (или его преемник) отменил новые тарифы и вернулся к нормальной жизни.
Новые данные по торговле за 2021 год показывают, что Китай и близко не выполнил свои обязательства по первой фазе сделки 2020 года, а американские экспортеры оказались в худшем положении, чем если бы Трамп ничего не предпринимал по вопросам торговли. Анализ торговых данных, проведенный Чадом Бауном из Института международной экономики Петерсона, показал, что в течение первых двух лет, охватываемых торговой сделкой — 2020 и 2021 годов — Китай закупил лишь 57% от того, что он обязался сделать в рамках торговой сделки. Китай заявил, что в течение этих двух лет купит американских товаров на сумму не менее 502 миллиардов долларов. Однако общий объем закупок составил всего $289 млрд.
Тогдашний президент США Дональд Трамп встречается с председателем КНР Си Цзиньпином в начале их двусторонней встречи на саммите лидеров G20 в Осаке, Япония, 29 июня 2019 года. REUTERS/Kevin Lamarque
Если бы не было торговой войны Трампа и тарифов, экспорт США в Китай был бы на $119 млрд больше фактического уровня в 2018-2021 годах, если бы доля США в китайском импорте просто оставалась неизменной. Это чистая потеря бизнеса для американских компаний. И это без учета почти 30 миллиардов долларов, которые Трамп выделил фермерам в качестве компенсации за потерю продаж в Китай в период с 2018 по 2020 год.
«Два года назад президент Дональд Трамп подписал то, что он назвал «исторической торговой сделкой» с Китаем», — написал Боун на сайте Института Петерсона. «Сегодня единственным неоспоримым «историческим» аспектом этого соглашения является его провал. Стоила ли торговая война того для американских экспортеров? Пока что ответ отрицательный.»
.
Пандемия COVID, безусловно, помешала торговле между США и Китаем, как и торговле между большинством стран. Но, похоже, не это является основной причиной того, что закупки Китаем американского экспорта намного ниже того уровня, о котором они договорились. Общий объем экспорта товаров и услуг США почти вернулся к допандемическому уровню, а экспорт только товаров достиг рекордного уровня в 2021 году. Это отражает связанные с COVID искажения в экономике в целом: сокращение объема услуг, таких как путешествия, повышает спрос на товары. Американские экспортеры производят гораздо больше, чем до COVID — только не для китайского рынка.
Сделка, сфокусированная на четырех областях
Сделка Трампа 2020 года была сосредоточена на четырех областях, в которых Китай должен был увеличить объем американских закупок и в конечном итоге повысить занятость в США в этих областях: производство, сельское хозяйство, энергетика и услуги. Недостаток в сфере услуг, включая путешествия и образование, явно пострадал от COVID. Но это было менее 20% от общего объема обязательств по закупкам.
В сельском хозяйстве Китай взял на себя наименьшие обязательства, и его экспорт вырос больше всего из всех четырех групп. Но это произошло после кризиса, вызванного чумой свиней в Китае, который уничтожил внутреннее производство свинины и привел к резкому росту импорта из многих стран. Хотя закупки продовольствия в Китае выросли после заключения сделки 2020 года, они все равно намного меньше того, что Китай обязался закупать у американских фермеров.
Экспорт американских автомобилей и самолетов в Китай фактически ниже, чем в 2017 году, который является базовым годом для расчета возросших обязательств Китая по закупкам. Отчасти это объясняется нехваткой полупроводников для автомобилей и фиаско с авиалайнером Boeing 737 Max, которое на несколько месяцев остановило продажи. Тем не менее, во время подписания соглашения 2020 года критики критиковали его за жесткие цели закупок, не предусматривающие практически никакой гибкости в отношении внешних факторов, таких как пандемия или блокировка в одном конкретном секторе. Эти критики оказались правы.
Сделка первого этапа не имела механизма принудительного исполнения, а Трамп, очевидно, уже не президент. Поэтому, возможно, не будет никаких последствий, если Китай с большим отрывом пропустит целевые показатели сделки. Президент Байден, в свою очередь, был осторожен в своей торговой политике в отношении Китая. Он оставил в силе большинство тарифов Трампа на китайский импорт, но при этом отменил многие другие тарифы, например, те, которые Трамп ввел против европейских союзников. Байден придает большее значение правам человека и «зеленой» энергетике, чем Трамп, и вполне возможно, что он может связать отмену тарифов с действиями Китая в этих областях. Однако из торгового эксперимента Трампа ясно одно: нет смысла причинять вред себе, чтобы причинить вред кому-то другому.
Рик Ньюман — обозреватель и автор четырех книг, в том числе «Отскоки: Как победители переходят от неудач к успеху». Следите за ним в Твиттере: @rickjnewman. Вы также можете присылать конфиденциальные советы.