Австрийская школа: Что это такое и как она работает
Описание терминов
Австрийская экономическая школа — известная экономическая школа, зародившаяся в Вене в конце XIX века. Ее часто называют «венской школой», «психологической школой» или «каузальной реалистической экономикой». Школа подчеркивает важность причинно-следственных связей в реальной экономике, роль времени и неопределенности, предпринимательскую функцию, а также использование цен и информации для координации экономической деятельности.
Понимание австрийской школы
Австрийская школа отличается тем, что подчеркивает, что функционирование экономики в целом является результатом бесчисленных индивидуальных решений и действий. В отличие от других экономических теорий, которые опираются на исторические данные и статистические агрегаты, австрийская школа фокусируется на субъективном выборе отдельных людей и их влиянии на экономику в целом. Важно отметить, что идеи австрийской школы не ограничиваются Австрией, а нашли приверженцев по всему миру.
Исторические корни и ключевые фигуры
Австрийская школа берет свое начало в Австрии XIX века и работах Карла Менгера. Менгер, наряду с экономистами Уильямом Стэнли Джевонсом и Леоном Вальрасом, сыграл важную роль в маржиналистской революции, которая подчеркнула важность принятия индивидуальных решений на основе дополнительных выгод или затрат, связанных с конкретными количествами товаров. Вклад Менгера включает субъективную теорию стоимости и рыночную теорию денег.
Ученик Менгера Ойген фон Бом-Баверк развил австрийскую экономическую теорию, введя в экономический анализ элемент времени. В его теории рассматривались такие темы, как производство, капитал и процентные ставки. Людвиг фон Мизес, еще один видный представитель австрийской школы, объединил экономические теории Менгера и Бём-Баверка с идеями Кнута Викселля о деньгах, кредите и процентных ставках, чтобы сформулировать Австрийскую теорию делового цикла (АВЦЦ) и оспорить возможность рационального экономического планирования социалистическими правительствами.
Фридрих фон Хайек, коллега Мизеса, расширил представления о роли информации в экономике и использовании цен как средства координации экономической деятельности. Вклад Хайека в австрийскую экономику был отмечен Нобелевской премией в 1974 году за его работы в области монетарной теории и теории деловых циклов.
Австрийская теория делового цикла
Австрийская теория деловых циклов (АВЦЦ) является заметным аспектом австрийской школы. Она объясняет возникновение бизнес-циклов как результат монетарных интервенций в экономику. Согласно ABCT, центральные банки и правительства, манипулирующие процентными ставками и проводящие экспансионистскую монетарную политику, нарушают естественное функционирование рынка. Такие интервенции приводят к неправильному распределению ресурсов, неэффективным инвестициям и неустойчивым бумам, за которыми в конечном итоге следуют спады и экономические рецессии.
Темы австрийской экономики
Каузальный реализм
Австрийская экономика придерживается каузального реализма, рассматривая экономику как сложную сеть причинно-следственных связей, обусловленных целенаправленными действиями человека. Она фокусируется на реальных экономических товарах и связанных с ними затратах и выгодах, а не полагается на математические модели или статистические агрегаты. Австрийская экономика использует вербальную логику, самоанализ и дедукцию, чтобы получить представление о поведении индивидов и общества.
Время и неопределенность
Австрийская школа признает важнейшую роль времени и неопределенности в экономическом анализе. Экономическая деятельность протекает во времени и ориентирована на неопределенное по своей сути будущее. Спрос и предложение — это не фиксированные кривые, а действия, предпринимаемые покупателями и продавцами. Деньги оцениваются по их будущей обменной стоимости, а процентные ставки отражают цену времени. Предприниматели несут риск и неопределенность, поскольку они распределяют ресурсы во времени в погоне за ожидаемой будущей прибылью.
Информация и координация
Австрийская экономика придает большое значение роли информации и цен в координации экономической деятельности. Цены передают информацию о ценностях и предпочтениях экономических субъектов, а также об относительной нехватке ресурсов. Эта информация направляет решения предпринимателей, инвесторов и потребителей, облегчая координацию производства и потребления между людьми, временем и пространством. Попытки заменить систему цен централизованным экономическим планированием считаются нарушающими эффективное функционирование экономики.
Предпринимательство
Предприниматели играют центральную роль в австрийском взгляде на экономику. Они используют информацию, предоставляемую ценами и процентными ставками, для координации экономических планов, выносят суждения при выборе между альтернативными планами и несут риск неопределенных будущих результатов. Концепция предпринимательства охватывает не только новаторов и изобретателей, но и владельцев бизнеса и инвесторов, которые берут на себя ответственность за успех или неудачу выбранных ими предприятий.
Актуальность и критика
Австрийская школа пережила спад популярности в середине XX века, когда кейнсианская и неоклассическая экономика доминировала в академической и государственной экономической политике. Однако в последние десятилетия интерес к австрийской экономике возродился, и ряд видных экономистов и политиков признали ее вклад и понимание.
В России принципы австрийской школы могут быть применимы к пониманию и анализу экономических явлений. Акцент на индивидуальном принятии решений, роль цен и признание ограниченности централизованного планирования согласуются с рыночными реформами, которые проводятся в России с 1990-х годов.
Однако у австрийской школы есть и свои критики. Некоторые утверждают, что отказ от математического моделирования и опора на вербальную логику ограничивают ее способность давать точные прогнозы или политические предписания. Кроме того, австрийская теория бизнес-циклов подвергается критике за упрощенный взгляд на причины бизнес-циклов и сосредоточенность на монетарных факторах при игнорировании других экономических факторов.
В заключение следует отметить, что австрийская школа экономики предлагает уникальный взгляд на экономический анализ и дает ценные знания о функционировании рынков, роли предпринимательства и последствиях монетарных интервенций. Несмотря на то, что ее идеи сталкивались с проблемами и критикой, австрийская школа продолжает вносить вклад в развитие экономической мысли и сохраняет свою актуальность в понимании экономических явлений, в том числе и в России.
Вопросы и ответы
Что такое австрийская экономическая школа?
Австрийская экономическая школа — это известная экономическая школа, зародившаяся в Вене в конце XIX века. Она подчеркивает важность причинно-следственных связей в реальной экономике, роль времени и неопределенности, предпринимательскую функцию, а также использование цен и информации для координации экономической деятельности.
Каковы ключевые идеи австрийской школы?
Основные идеи австрийской школы включают в себя акцент на субъективном выборе, который делают индивиды, роль времени и неопределенности в экономическом анализе, важность информации и цен для координации экономической деятельности, а также центральную роль предпринимательства в экономике.
Чем австрийская школа отличается от других экономических теорий?
Австрийская школа отличается от других экономических теорий своей сосредоточенностью на индивидуальном принятии решений и отказом от совокупного статистического анализа. Она подчеркивает важность реальных экономических благ, причинно-следственных связей и роли предпринимательства. В отличие от некоторых других школ, австрийская школа не выступает за централизованное экономическое планирование.
Что такое австрийская теория бизнес-циклов (АВТЦ)?
Австрийская теория бизнес-циклов (ABCT) — это заметный аспект австрийской школы. Она объясняет возникновение бизнес-циклов как результат монетарных интервенций в экономику. Согласно ABCT, центральные банки и правительства, манипулирующие процентными ставками и проводящие экспансионистскую монетарную политику, нарушают естественное функционирование рынка, что приводит к неправильному распределению ресурсов, неэффективным инвестициям, неустойчивым бумам, за которыми следуют спады и экономические рецессии.
Применима ли австрийская школа к России?
Да, принципы австрийской школы могут быть применимы к пониманию и анализу экономических явлений в России. Акцент на индивидуальном принятии решений, роль цен и признание ограниченности централизованного планирования соответствуют рыночным реформам, которые проводятся в России с 1990-х годов.
В чем заключается критика австрийской школы?
Австрийская школа подвергалась критике за отказ от математического моделирования и опору на вербальную логику, что, по мнению некоторых, ограничивает ее способность давать точные прогнозы или политические предписания. Австрийская теория бизнес-циклов также подвергалась критике за упрощенный взгляд на причины бизнес-циклов и сосредоточенность на монетарных факторах при игнорировании других экономических факторов.