Хотите верьте, хотите нет, но земля метаверса может быть дефицитной.

Недавно компания Yuga Labs, команда, стоящая за всемирно известными приматами скучающих неиграбельных токенов (НФТ), выручила около 300 миллионов долларов, продав НФТ Otherdeed — коллекцию земельных участков в будущей метавселенной. Действительно, NFTs, основной метод создания дефицита цифровых активов в блокчейн-индустрии, стал предпочтительным способом оформления виртуальной собственности на землю для большинства метавселенных проектов, включая Decentraland и The Sandbox. Все это вызвало интересный вопрос в сообществе: Как в метавселенной, огромном, практически бесконечном цифровом пространстве, цифровая земля может быть дефицитной? Что ж, давайте разбираться.

В первую очередь, давайте обратимся к слону в комнате: Метавселенная не существует. Я имею в виду метаверс в стиле Ready Player One, бесшовное воплощение интернета в виртуальной реальности, каким мы его знаем. И хотя вы можете надеть свой VR-шлем на рейв в Децентраленде, устройство вряд ли останется включенным для ежедневного просмотра Instagram (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) или ленты новостей.

Иными словами, то, что мы имеем сейчас, — это растущее число относительно изолированных метаверсивных проектов, которые предлагают пользователям множество специфических для конкретного проекта впечатлений и функций в противовес просмотру всего, что есть в большом Интернете. Это само по себе намекает на то, что дефицит — это обоснованная концепция, которую следует учитывать, даже если рассматривать их ценность через ту же призму, что и стоимость реальной земли.

Законы земли

В реальном мире стоимость участка земли зависит от нескольких вполне четких переменных — природных ресурсов, от месторождений нефти и минералов до лесного хозяйства и возобновляемых источников энергии, доступа к инфраструктуре, городским и логистическим центрам и плодородной почве. Все это может вступить в игру в зависимости от того, что вы планируете делать с этой землей. Цель определяет ценность, но ценность все равно поддается количественной оценке.

Ценность, со своей стороны, часто идет рука об руку с дефицитом, и земля не является исключением. Общая площадь поверхности планеты составляет 510,1 млн кв. км, но более половины этой площади находится под водой, что подходит для нефте- и газопроводов и подводных кабельных линий, но мало для чего еще. На сегодняшний день мы модифицировали около 15% доступной площади суши, и все же, в конце концов, земля ограничена. Если учесть стоимость и финансовую целесообразность (инвестиции должны стоить того), то количество земли, которую действительно имеет смысл приобретать, становится еще меньше.

Для примера возьмем «Песочницу». В чем ценность попадания туда? Опять же, ценность проистекает из цели. Если вы, например, модный бренд, вам, вероятно, будет выгодно находиться в таком же цифровом пространстве, как Gucci. Более того, если вы хотите конкурировать с этим брендом, вы захотите, чтобы ваш участок располагался как можно ближе к его магазину, чтобы попытаться сократить его посещаемость за счет потрясающего внешнего вида вашего собственного магазина.

Здесь снова вступает в игру дефицит. Есть только столько участков NFT, которые вы можете купить рядом с магазином Gucci. В цифровой сфере расстояние как таковое может показаться произвольным, но это не совсем верно. Расстояние сводится к тому, как эта конкретная метавселенная обрабатывает пространство, объекты и движение — важнейшие, основополагающие компоненты ее дизайна. В конце концов, вы, вероятно, хотите, чтобы ваш собственный метаверсивный магазин был реальным 3D-магазином, который покупатель может исследовать, что требует трехмерной пространственной сетки и, по крайней мере, базового физического движка. Конечно, вероятно, можно поиграть с неевклидовой геометрией и другими интеллектуальными особенностями дизайна, чтобы сделать пространство внутри больше, чем снаружи, но это увеличит нагрузку на бэкэнд и повлияет на пользовательский опыт.

Как мы видим, технологические ограничения и бизнес-логика диктуют основы цифровых пространств и виды деятельности, которые эти пространства могут принимать. Цифровой мир может быть бесконечным, но возможности обработки и память на его внутренних серверах — нет. Есть только столько цифрового пространства, которое можно разместить и обработать без возгорания стека серверов, и есть только столько творческой свободы, которую можно иметь в рамках этих ограничений, сохраняя бизнес на плаву. Эти рамки создают систему координат, информирующую пользователей и инвесторов о том, как они интерпретируют ценность, и в процессе этого они также создают дефицит.

Великий широкий мир

Хотя многие механизмы оценки и дефицита обусловлены внутренними особенностями конкретной метавселенной, определяемыми ее кодом, соображения реального мира имеют не меньший, если не больший, вес. И распространение метавселенной вряд ли изменит их или уменьшит дефицит.

Начнем с пользовательских баз. Sandbox сообщает о 300 000 ежемесячных активных пользователей, а для Decentraland эта цифра примерно такая же. С точки зрения чистой математики, это предельное количество ежемесячных пользователей в любом метавселенной, которой вы управляете. Таким образом, даже если эти показатели не слишком впечатляют, они, скорее всего, будут труднопреодолимыми для большинства новых метавселенных, что, опять же, отразится на стоимости их земли. По тому же принципу, если у вас есть одна метаверсия ААА и 10 проектов с нулевым количеством пользователей, инвесторы будут стремиться к метаверсии ААА и ее землям, какими бы скудными они ни были. Это также создает мета-аддитивность, обусловленную стоимостью: Конечно, в целом земли много, но только ограниченная ее часть может стать выгодным вложением средств.

Здесь будет полезно сравнение с рекламой на странице. Рекламодатели предпочитают сайты с большим трафиком, а количество рекламных мест на странице ограничено рамками разумного UX. Вы всегда можете сделать еще дюжину сайтов, но если они не приносят такого же трафика, рекламные места на них вряд ли будут столь же ценными, а те, что есть на лучшем сайте, — дефицитными.

Помимо пользовательских баз, существует также нематериальный «вау-фактор». Одна из причин, по которой бренды покупают земли в метавселенных, заключается в том, что они знают, что СМИ напишут об этом. Это правда, что крупнейшие компании будут генерировать трафик независимо от того, в какую метавселенную они войдут через свой собственный взмах. Тем не менее, они предпочтут работать с тем, что само по себе уже набрало обороты, точно так же, как они предпочтут освещение на Bloomberg крошечной газете. Брендам нравятся партнеры, которые играют в той же лиге, или превосходят их по силе, или, по крайней мере, производят впечатление, что они делают что-то из этого. А таких обычно мало.

Возможно, когда-нибудь мы действительно получим единую целостную метавселенную, но даже в этом случае правила, связывающие ее, скорее всего, будут работать как естественная — или искусственная — основа для концептуализации ценности, которая, вероятно, в той или иной форме будет учитывать дефицит. Теперь, в мире разрозненных метавселенных, между которыми пользователи не могут плавно перемещаться, конкуренция и, соответственно, дефицит являются очень важной частью уравнения.

Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.