Москва сообщила 13 американским технологическим компаниям, которые в основном работают в США, что они должны открыть свои представительства в России к 2022 году

Александр Марроу и Глеб Столяров

МОСКВА (Рейтер) — Россия потребовала, чтобы 13 иностранных и в основном американских технологических компаний были официально представлены на российской территории к концу 2021 года или столкнулись с возможными ограничениями или прямыми запретами.

Требование, поступившее от государственного регулятора связи Роскомнадзора поздно вечером в понедельник, содержало мало подробностей о том, что именно должны сделать компании, и было направлено против некоторых фирм, уже имеющих российские представительства.

Иностранные гиганты социальных сетей с более чем 500 000 ежедневных пользователей обязаны открыть офисы в России после вступления в силу 1 июля нового закона. В опубликованном в понедельник списке впервые названы эти компании.

В нем перечислены Google, Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Twitter, TikTok и приложение для обмена сообщениями Telegram компании Alphabet, все из которых Россия оштрафовала в этом году за неспособность удалить контент, который она считает незаконным.

В список также попала компания Apple, которую Россия обвиняет в злоупотреблении доминирующим положением на рынке мобильных приложений.

Ни одна из этих компаний не ответила на просьбу о комментарии.

Роскомнадзор заявил, что компании, нарушающие законодательство, могут столкнуться с ограничениями на рекламу, сбор данных и денежные переводы, либо с полным запретом.

КРЕМЛЕВСКИЙ КОНТРОЛЬ

В этом году Россия предприняла шаги по поддержке и продвижению отечественного технологического сектора по сравнению с альтернативами Силиконовой долины, предложив ввести налоги на цифровые услуги, принадлежащие иностранным компаниям, снизить налоги для отечественных ИТ-компаний и обязать смартфоны, компьютеры и другие устройства, купленные в России, предлагать пользователям российское программное обеспечение при запуске.

Кампания также имеет политическое измерение, которое критики характеризуют как попытку российских властей установить более жесткий контроль над Интернетом, что, по их словам, грозит подавлением индивидуальной и корпоративной свободы.

Эти усилия включают в себя неоднократные штрафы за запрещенный контент и требования, чтобы данные российских пользователей хранились на серверах в России.

В прошлом власти также возражали против того, чтобы политические противники Кремля использовали зарубежные социальные сети для организации, по их словам, незаконных акций протеста и обнародования политически окрашенных расследований предполагаемой коррупции.

ОТСУТСТВИЕ ЯСНОСТИ

Но какое именно представительство должны иметь компании в России, неясно, говорит Карен Казарян, глава аналитической компании Internet Research Institute.

«В законе нет разъяснения, нет уточнения, какой должна быть юридическая форма представительства организации», — сказал Казарян агентству Рейтер во вторник.

Роскомнадзор, когда его попросили внести ясность, сослался на заявление агентства Reuters.

Помимо наличия представительства в России, фирмы должны открыть счет на сайте регулятора и иметь форму обратной связи для взаимодействия с российскими пользователями, сказал Роскомнадзор.

«Иностранные организации обязаны ограничить доступ к информации, нарушающей российское законодательство», — заявил Роскомнадзор, не сообщив дальнейших подробностей.

(Репортаж Александра Марроу и Глеба Столярова; редактирование Гарета Джонса и Ника Макфи)