SEC издевается над Ким Кардашьян, и это может охладить экономику влияния

3 октября Комиссия по ценным бумагам и биржам объявила, что Ким Кардашьян урегулировала обвинение в том, что она рекламировала «ценную бумагу криптоактива, предлагаемую и продаваемую компанией EthereumMax, не раскрыв информацию о плате [в размере 250 000 долларов], которую она получила за рекламу». Хотя она пошла на сотрудничество и закрыла дело, выплатив 1,26 миллиона долларов штрафа, это обвинение подчеркивает ответственность, с которой все чаще сталкиваются «влиятельные лица» в результате активности SEC, которая не смогла установить четкость регулирования.

Вынуждение влиятельных лиц покинуть Соединенные Штаты

Говоря о действиях агентства в отношении Кардашьян, Джейкоб Робинсон, ученый-правовед и ведущий подкаста Law and Code, отметил: «Чистый позитив заключается в том, [что] это, вероятно, приведет к уменьшению количества «шиллинга» со стороны знаменитостей, которые ничего не знают о проекте и просто получают большие деньги».

Благодаря распространению социальных медиа-платформ появились создатели контента и агенты влияния, которые сотрудничают с брендами для продвижения товаров и услуг. К сожалению, «экономика творцов» имеет и отрицательные стороны. В частности, влиятельные лица часто продают продукты и услуги, которые могут не отвечать интересам каждого, принимая оплату от компаний в обмен на их поддержку.

Хотя этой привилегией можно злоупотреблять, и часто так и происходит, влиятельные люди не делают ничего систематически отличного от того, что делают корпорации, размещая платную рекламу в СМИ и на телевидении, или даже когда члены правления вступают в совет директоров и получают гонорар, чтобы делиться своей сетью и продвигать организацию. Когда корпорация размещает рекламу в крупной газете или журнале, таком как The New York Times или Vogue, несут ли СМИ одинаковую ответственность за то, что не раскрывают информацию о принятии оплаты всем читателям? Очевидно, что нет, и бизнес-модель СМИ быстро разрушится, если они не смогут принимать такие платные рекламные возможности.

Так почему же к влиятельным лицам относятся так по-разному, и почему они могут нести персональную ответственность и стать мишенью для федерального агентства? Рассмотрим автомобильный рынок: Если продавец подержанных автомобилей продает клиенту машину, которая впоследствии отзывается или оказывается с какими-то другими недостатками, будет ли он привлечен к ответственности регулирующим органом? Автомобильная компания может — как мы видели в случае с Volkswagen, Toyota и другими компаниями на протяжении многих лет — но отдельный сотрудник, как правило, свободен от такой ответственности.

Действия SEC против Кардашьян рискуют оттолкнуть и задушить других участников экономики создателей. Хотя она может «позволить себе» штраф в размере 1,26 миллиона долларов — чуть более 1 миллиона долларов сверх того, что она заработала, — многие создатели контента не получают шестизначные зарплаты в год. Это действие также угрожает вытеснить многих создателей контента за пределы Соединенных Штатов в страны с более благоприятной политикой.

Определение ценных бумаг и ответственности

КЦБ США придерживается старого решения Верховного суда от 1946 года, SEC против W. J. Howey Co., которое привело к тому, что сейчас известно как «тест Howey». Тест Хоуи определяет «инвестиционный контракт» при соблюдении следующих условий: 1) вложение денег 2) в общее предприятие 3) с ожиданием прибыли 4) полученной от усилий других.

Однако тест был введен в совершенно иной экономике, чем та, которую мы имеем сегодня. Конечно, многие проекты, связанные с выпуском взаимозаменяемых токенов, легко попадают в категорию ценных бумаг, независимо от того, насколько либеральным может быть определение. Но другие проекты, особенно проекты, не связанные с выпуском сменных токенов, находятся в гораздо более серой зоне. Многие проекты NFT не предполагают получения прибыли их потенциальными держателями, а скорее делают упор на привилегии и эксклюзивный доступ к мероприятиям, занятиям или сделкам.

Просочившаяся копия тарифов, чтобы получить повышение от Бена Армстронга — или «Битбоя»

Признаем, что недавний регулятивный иск SEC был направлен против Кардашьян за ее продвижение EthereumMax (EMAX) без раскрытия информации о том, что она получила оплату, а не за то, что EthereumMax является ценной бумагой, поскольку это, вероятно, более легкий и ясный случай. Однако этот случай подчеркивает серьезную проблему, с которой неизбежно столкнутся влиятельные лица в экономике Web3, если им придется беспокоиться о регуляторных рисках в отношении себя за продвижение различных проектов, даже если они просто сделают пост в социальных сетях.

В других странах применяется совершенно иной подход к Web3. Например, Объединенные Арабские Эмираты официально заявили, что хотят, чтобы их экономический успех оценивался по «валовому метавселенскому продукту», а не по обычному валовому внутреннему продукту, который стал нормой для межстрановых сравнений производительности. ОАЭ, наряду с другими странами (например, Сингапуром), стали центром для предпринимателей и стартапов.

То, что случилось с Кардашьян, может случиться и с другими

Если регуляторы обеспокоены тем, что влиятельные лица злоупотребляют своими полномочиями, продвигая товары и услуги без раскрытия информации о получении вознаграждения, то Web3 идеально подходит для этого благодаря большей прозрачности и подотчетности на блокчейне. В частности, влиятельные лица могли бы открыть свои цифровые кошельки для просмотра, чтобы их вознаграждение было открытым, а их собственные покупки — видимыми. (Блокчейн по-прежнему нуждается в сохранении конфиденциальности, поскольку все, что происходит в жизни каждого человека, не должно быть выставлено на всеобщее обозрение, но с блокчейном появляется гораздо больше возможностей для прозрачности и подотчетности там, где это имеет значение.)

Web3 также позволяет создателям контента получать оплату за свой творческий контент, не полагаясь на централизованные организации при заключении брендовых сделок и партнерств. Например, NFT позволяют художникам превратить аудиторию в сообщества, которые напрямую взаимодействуют с их контентом.

То, что произошло с Кардашьян, могло произойти с несколькими влиятельными лицами. Хотя регулятивные действия без штрафных санкций, конечно, не имеют большой силы — а зачастую такие санкции необходимы, чтобы показать, что агентство настроено серьезно, — альтернативной стратегией могло бы стать обращение к Кардашьян и мобилизация поддержки среди группы влиятельных лиц для установления более жестких, более прозрачных норм в отношении продвижения продуктов и услуг, особенно криптопроектов, которые могут быть классифицированы как ценные бумаги. Такой подход является более совместным и будет способствовать установлению общих норм и лучших практик среди криптоэнтузиастов.

Кристос Макридис — предприниматель, экономист и профессор. Он занимает должности операционного директора и директора по технологиям в Living Opera, мультимедийном стартапе Web3, а также имеет научные степени в Колумбийской школе бизнеса и Стэнфордском университете. Кристос также имеет докторские степени по экономике и науке управления Стэнфордского университета.

Данная статья предназначена для общего ознакомления и не является и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация.