В условиях дефицита товарных запасов в США «черная пятница» затянется на весь ноябрь

Рича Найду и Арриана МакЛаймор

ЧИКАГО (Рейтер) — Столкнувшись со скудными запасами в конце года и нехваткой работников, розничные торговцы превращают «Черную пятницу» в событие длиной в месяц.

Walmart, крупнейшая в мире розничная компания, заявила в понедельник, что уже начала скидки «черной пятницы» https://www.reuters.com/business/retail-consumer/amazon-bets-black-friday-deals-early-holiday-shopping-push-2021-10-04, такие как скидка в 30 долларов на AirPods и кукольные домики KidKraft. Walmart, чьи магазины будут закрыты в День благодарения второй год подряд, заявил, что будет предлагать такие же скидки в магазинах только в пятницу.

Конкурирующая крупная розничная сеть Target в воскресенье начала проводить собственные распродажи «черной пятницы», например, скидки до 30% на телевизоры Samsung и TCL с плоским экраном и 50% на наушники. В понедельник Target заявила, что отныне все ее примерно 1900 магазинов будут закрыты в День благодарения.

Ранее выходные в День благодарения открывали сезон праздничных покупок в США скидками «doorbuster», которые заставляли покупателей выстраиваться в целые кварталы у магазинов по всей стране в «черную пятницу», следующую за Днем благодарения. В последние годы покупки в магазинах в «черную пятницу» сократились, а в 2019 году продажи через Интернет в этот день впервые превысят продажи в кирпичных и обычных магазинах https://www.reuters.com/article/usa-holidayshopping-sales-idINKBN1Y50S5.

В этом году розничные торговцы начали рекламировать праздничные «предложения» в Интернете уже в сентябре https://www.reuters.com/world/the-great-reboot/amid-supply-chain-snarls-retailers-pitch-early-holiday-shopping-2021-10-01, потому что продолжающийся затор в цепочке поставок https://www.reuters.com/business/retail-consumer/global-supply-chain-logjams-costs-focus-restaurant-chains-report-earnings-2021-10-26 угрожал блокировать доставку новых товаров из Азии в США за несколько недель до рождественских праздников. Но сделки будут скромными. Ожидается, что в эту пятницу ритейлеры снизят цены на 5%-25%, что лишь немного больше, чем скидки на 5%-10%, которые они предлагали в октябре, согласно данным Adobe Digital Economy Index.

Во вторник компания Best Buy заявила на конференции по прибыли https://www.reuters.com/business/retail-consumer/best-buy-forecasts-holiday-quarter-comparable-sales-below-estimates-2021-11-23, что начало проведения акций «Черная пятница» в середине октября отрицательно сказалось на квартальной прибыли.

Ритейлеры все чаще сокращают время работы магазинов в «черную пятницу», поскольку покупатели переходят на онлайн-покупки. «Будут ли скидки такими же распространенными и глубокими, какими они обычно были в последние несколько лет?» — спросил Маршал Коэн, главный отраслевой аналитик NPD Group. «Нет, если спрос на товар высок, а предложение низкое — нет причин поощрять скидки».

Магазины пытаются навязать публике мысль «купите это сейчас, иначе это может исчезнуть», — говорит 70-летняя художница Мэгги Смит из Тусона, штат Аризона.

По данным опроса Reuters/IPSOS, в котором приняли участие около 1000 человек, более пятой части покупателей заявили, что в этом году они планируют покупать подарки преимущественно в Интернете, и только 12% заявили, что будут делать покупки преимущественно в магазинах. По данным Adobe Digital Economy Index, ожидается, что объем онлайн-продаж в «черную пятницу» вырастет на 5% до 9,5 млрд долларов США.

Walmart и Target заявили, что будут вкладывать больше средств в опции «одного дня», включая возможность для покупателей забирать товары, заказанные через Интернет.

Но выполнение быстро оборачиваемых онлайн-заказов может оказать давление на рабочую силу розничных торговцев в то время, когда складские работники находятся в дефиците.

«Мы видим двойное время для этих смен и увеличение зарплаты, но потом это будет болезненно», — сказал Энди Холливелл, старший директор по розничной торговле в консалтинговой компании Publicis Sapient. «Это выльется в маржу розничных торговцев».

Компания JC Penney, принадлежащая Simon Property Group и Brookfield Asset Management, хочет нанять 3 000 работников цепочки поставок в распределительные центры в дополнение к 25 000 сезонных сотрудников. Розничная компания предлагает бонусы в размере 2 000 долларов США за удержание для отдельных сотрудников цепочки поставок в определенных местах.

Компания Macy’s, которая планирует нанять 71 000 сезонных работников, заявила, что почти треть из них будет работать в центрах выполнения заказов по всей стране, а компания Kohl’s в июле заявила, что предоставит максимальные бонусы в размере 400 долларов США почасовым сотрудникам магазинов и цепочек поставок, которые останутся на праздничный сезон.

Конечно, некоторые ритейлеры заявили, что они готовятся к возвращению кирпичных и минометных магазинов, и сказали, что у них достаточно запасов.

«Мы видим, что наши клиенты возвращаются к покупкам в магазинах», — сказал агентству Reuters Уильям Уайт, директор по маркетингу Walmart в США. Уайт также сказал, что Walmart расширил свой ассортимент игрушек «более чем в два раза».

Для Марка Ивана, 23-летнего студента из Филадельфии, посещение магазинов не является традицией, от которой он не собирается отказываться, хотя он сказал, что на этой неделе он будет делать большинство покупок через Интернет как можно раньше.

«Я все равно пойду в «черную пятницу», просто чтобы сделать обычные покупки и погулять с друзьями».

(Репортаж Рича Найду и Арриана Маклимор. Дополнительный репортаж Удая Сампата Кумара; редактирование Ванессы О’Коннелл и Ника Зиемински)