Как денежная масса влияет на инфляцию?
Инфляция может произойти, если денежная масса растет быстрее, чем объем производства при нормальных экономических условиях. На инфляцию или скорость, с которой со временем увеличивается средняя цена товаров или услуг, также могут влиять факторы, помимо денежной массы.
Теория, наиболее обсуждаемая при рассмотрении связи между инфляцией и денежной массой, — это количественная теория денег (QTM), но есть и другие теории, которые бросают ей вызов.
Количественная теория
Количественная теория денег предполагает, что меновая стоимость денег определяется, как и любого другого товара, спросом и предложением.Основное уравнение количественной теории называется уравнением Фишера, потому что оно было разработано американским экономистом Ирвингом Фишером. В простейшем виде это выглядит так:
Некоторые варианты количественной теории предполагают, что инфляция и дефляция происходят пропорционально увеличению или уменьшению денежной массы. Эмпирические данные не продемонстрировали этого, и большинство экономистов не придерживаются этой точки зрения.
Более тонкая версия количественной теории добавляет два предостережения:
- Новые деньги должны действительно циркулировать в экономике, чтобы вызвать инфляцию.
- Инфляция относительна, а не абсолютна.
Другими словами, цены, как правило, выше, чем они были бы в противном случае, если бы в экономические операции было вовлечено больше долларовых купюр.
Проблемы количественной теории
Кейнсианцы и другие экономисты-немонетаристы отвергают ортодоксальные интерпретации количественной теории. Их определения инфляции больше сосредоточены на реальном росте цен, с учетом денежной массы или без нее.
Согласно кейнсианским экономистам, инфляция бывает двух видов: рост спроса и рост издержек. Инфляция спроса происходит, когда потребители требуют товаров, возможно, из-за большей денежной массы, быстрее, чем производство. Инфляция, связанная с ростом издержек, возникает, когда входные цены на товары имеют тенденцию расти, возможно, из-за увеличения денежной массы быстрее, чем меняются предпочтения потребителей.