MiCA и ToFR: ЕС переходит к регулированию рынка криптоактивов

В последний день июня Европейский союз достиг соглашения о регулировании индустрии криптоактивов, дав «зеленый свет» Markets in Crypto-Assets (MiCA), основному законодательному предложению ЕС по надзору за этой индустрией в 27 странах-членах. Днем ранее, 29 июня, законодатели стран-членов Европейского парламента уже приняли Положение о переводе средств (ToFR), которое устанавливает стандарты соответствия для криптоактивов с целью снижения рисков отмывания денег в этом секторе.

С учетом этого сценария сегодня мы подробнее рассмотрим эти два законодательных акта, которые, благодаря своей широкой сфере действия, могут служить параметрами для других членов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) за пределами 27 стран ЕС. Поскольку всегда полезно понимать не только результаты, но и события, которые привели нас к текущему моменту, давайте вернемся на несколько лет назад.

Взаимосвязь между ФАТФ и недавно принятым законодательством ЕС

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — это глобальная межправительственная организация. Ее членами являются большинство крупных национальных государств и ЕС. ФАТФ не является демократически избранным органом; она состоит из назначенных странами представителей. Эти представители разрабатывают рекомендации (руководства) о том, как страны должны формулировать политику борьбы с отмыванием денег и другие меры финансового контроля. Хотя эти так называемые рекомендации не являются обязательными, если страна-член отказывается их выполнять, это может иметь серьезные дипломатические и финансовые последствия.

Вместе с тем, ФАТФ выпустила свои первые рекомендации по криптоактивам в документе, опубликованном в 2015 году, в том же году, когда такие страны, как Бразилия, начали обсуждать первые законопроекты о криптовалютах. Этот первый документ 2015 года, который отражал существующую политику американского регулятора Сети по борьбе с финансовыми преступлениями, был переоценен в 2019 году, и 28 октября 2021 года вышел новый документ под названием «Обновленное руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и ПДУ», содержащий текущее руководство ФАТФ по виртуальным активам.

Это одна из причин, по которой ЕС, США и другие члены ФАТФ работают над этим вопросом. Если мы посмотрим, например, на 29 из 98 юрисдикций, парламенты которых уже приняли законы о «правиле путешествий», все они последовали рекомендациям ФАТФ, чтобы поставщики услуг, связанных с криптоактивами, проверяли и сообщали монетарным властям, кто является их клиентами.

Например, в 29 из 98 юрисдикций, парламенты которых уже приняли законы о «правиле путешествий», все они последовали рекомендациям ФАТФ, чтобы поставщики услуг, связанных с криптоактивами, проверяли и сообщали монетарным властям, кто является их клиентами.

Европейский цифровой финансовый пакет

MiCA является одним из законодательных предложений, разработанных в рамках пакета цифровых финансов, запущенного Европейской комиссией в 2020 году. Основной целью данного пакета цифровых финансов является содействие конкурентоспособности и инновациям финансового сектора в Европейском Союзе, утверждение Европы в качестве мирового законодателя стандартов и обеспечение защиты потребителей в сфере цифровых финансов и современных платежей.

В этом контексте два законодательных предложения — пилотный режим DLT и предложение по рынкам криптоактивов — стали первыми ощутимыми действиями, предпринятыми в рамках европейского пакета цифровых финансов. В сентябре 2020 года эти предложения были приняты Европейской комиссией, как и Положение о переводе средств.

Подобные законодательные инициативы были созданы в соответствии с Союзом рынков капитала — инициативой 2014 года, целью которой является создание единого рынка капитала на всей территории ЕС в попытке снизить барьеры для получения макроэкономических выгод. Следует отметить, что каждое предложение является лишь законопроектом, который для вступления в силу должен быть рассмотрен 27 странами-членами Европейского парламента и Совета ЕС.

По этой причине 29 и 30 июня политические переговорные группы Европейского парламента и Совета ЕС подписали два «промежуточных» соглашения по ToFR и MiCA, соответственно. Такие соглашения все еще носят временный характер, поскольку до вступления в силу они должны пройти через Комитет ЕС по экономическим и валютным вопросам, после чего должно состояться пленарное голосование.

Итак, давайте рассмотрим основные положения, согласованные политическими переговорными группами Европейского парламента и Европейского совета для криптовалютного рынка (криптовалюты и токены, обеспеченные активами, такие как стейблкоины).

Основные «утвержденные» темы Регламента о переводе средств

29 июня политические переговорные команды Европейского парламента и Совета Европейского союза согласовали положения Регламента о переводе средств на европейском континенте, также известные как «правила путешествия». Эти правила подробно описывают конкретные требования к переводам криптоактивов, которые должны соблюдаться между такими провайдерами, как биржи, нехостинговые кошельки (например, Ledger и Trezor) и самохостинговые кошельки (например, MetaMask), заполняя основной пробел в существующей европейской законодательной базе по отмыванию денег.

Следуя рекомендациям ФАТФ, основные темы были утверждены следующим образом: 1) все переводы криптоактивов должны быть связаны с реальной личностью, независимо от стоимости (нулевой порог отслеживаемости); 2) поставщики услуг, связанных с криптоактивами — которые в европейском законодательстве называются Virtual Asset Service Providers, или VASPs — должны будут собирать информацию об эмитенте и бенефициаре переводов, которые они выполняют; 3) все компании, предоставляющие услуги, связанные с криптоактивами, в любой стране-члене ЕС станут обязанными организациями в соответствии с существующей директивой AML; 4) нехостированные кошельки (т.е., кошельки, не находящиеся на хранении у третьей стороны) будут затронуты правилами, поскольку VASP будут обязаны
собирать и хранить информацию о переводах своих клиентов; 5) усиленные меры по обеспечению соответствия будут также применяться, когда поставщики услуг криптоактивов из ЕС взаимодействуют с организациями, не входящими в ЕС; 6) что касается защиты данных, то на данные правил путешествий будут распространяться строгие требования европейского закона о защите данных, Общего положения о защите данных (GDPR); 7) Европейский совет по защите данных (EDPB) будет отвечать за определение технических спецификаций того, как требования GDPR должны применяться к передаче данных правил путешествий для криптографических переводов; 8) посреднические ПДУ, осуществляющие перевод от имени другого ПДУ, будут включены в сферу действия и будут обязаны собирать и передавать информацию о первоначальном отправителе и бенефициаре по цепочке.

Здесь важно отметить, что европейский ToFR, похоже, полностью последовал рекомендации, закрепленной в Рекомендации 16 ФАТФ. То есть, поставщикам услуг виртуальных активов недостаточно обмениваться друг с другом данными о клиентах. Должна быть проведена должная проверка других ПДУ, с которыми их клиенты совершают сделки, например, проверка того, проводят ли другие ПДУ проверку «Знай своего клиента» и имеют ли они политику борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма (AML/CFT), или способствуют ли они проведению сделок с контрагентами с высоким уровнем риска.

Кроме того, данное соглашение о ToFR должно быть параллельно одобрено Европейским парламентом и Советом до публикации в Официальном журнале ЕС, и начнет действовать не позднее 18 месяцев после вступления в силу — не дожидаясь текущей реформы директив по ПОД/ФТ и борьбе с терроризмом.

Основные «утвержденные» пункты Рынки криптоактивов

MiCA является ключевым законодательным предложением, регулирующим крипто-сектор в Европе, хотя и не единственным в рамках европейского пакета цифровых финансов. Это первая нормативная база для криптоактивной индустрии в глобальном масштабе, поскольку ее утверждение вводит правила, которым должны следовать все 27 стран-членов блока.

Ich bin mir sicher, MiCA ist ein europäischer Erfolg und globaler Standardsetzer. Danke an das Verhandlungsteam @McGuinnessEU /3 pic.twitter.com/bSJh10OY61

— Стефан Бергер (@DrStefanBerger) 30 июня 2022 г.

* Оба европейских управления по ценным бумагам и рынкам (

*

* ESMA также будет играть важную координирующую роль для обеспечения последовательного подхода к надзору за крупнейшими VASP с клиентской базой свыше 15 млн. человек.

*

* ESMA будет поручено разработать методологию и показатели устойчивости для измерения.

*

* Регистрация организаций, базирующихся в третьих странах и осуществляющих деятельность в ЕС без разрешения, будет устанавливаться ESMA на основе информации, представленной компетентными органами, органами надзора третьих стран или выявленной ESMA. Компетентные органы будут иметь далеко идущие полномочия в отношении зарегистрированных организаций.

*

* Поставщики услуг виртуальных активов будут подлежать надежным гарантиям по борьбе с отмыванием денег.

*

* ПДУ ЕС должны будут быть созданы и иметь основное руководство в ЕС, включая директора-резидента и зарегистрированный офис в государстве-члене ЕС, где они подают заявку на получение разрешения. Будут проводиться тщательные проверки руководства, лиц, имеющих квалифицированные пакеты акций в VASP, или лиц с тесными связями. В выдаче разрешения должно быть отказано, если не соблюдаются гарантии ПОД/ФТ.

*

* Биржи будут нести ответственность за ущерб или потери, причиненные их клиентам в результате взломов или операционных сбоев, которых они должны были избежать. Что касается криптовалют, таких как биткоин, то брокерская компания должна будет предоставить «белую книгу» и нести ответственность за любую предоставленную недостоверную информацию. Здесь важно знать разницу между типами криптоактивов. И криптовалюты, и токены являются видами криптоактивов, и оба используются как способ хранения и транзакции стоимости. Основное различие между ними логическое: криптовалюты представляют собой «встроенные» или «родные» передачи стоимости; токены представляют собой «настраиваемые» или «программируемые» передачи стоимости. Криптовалюта — это «родной» цифровой актив на данной блокчейн-цепи, представляющий собой денежную стоимость. Криптовалюту нельзя запрограммировать, то есть нельзя изменить характеристики криптовалюты, которые определены в ее родном блокчейне. Токены, с другой стороны, представляют собой настраиваемый/программируемый цифровой актив, который работает на блокчейне второго или третьего поколения, поддерживающем более продвинутые смарт-контракты, такие как Ethereum, Tezos, Rostock (RSK) и Solana, среди прочих.

*

* VASP должны будут разделять активы клиентов и изолировать их. Это означает, что криптоактивы не пострадают в случае банкротства брокерской фирмы.

*

* VASP должны будут четко предупреждать инвесторов о риске волатильности и убытков, полностью или частично связанных с криптоактивами, а также соблюдать правила раскрытия информации об инсайдерской торговле. Инсайдерская торговля и манипулирование рынком строго запрещены.

*

* На стабильные монеты распространяется еще более строгий набор правил: 1) эмитенты стабильных монеток должны будут поддерживать резервы
для покрытия всех требований и предоставлять держателям постоянное право выкупа; 2) резервы будут полностью защищены в случае неплатежеспособности, что могло бы иметь значение в таких случаях, как Terra.

*

Впервые представленное в 2020 году, предложение MiCA прошло через несколько итераций, прежде чем достигло этой точки, причем некоторые предложенные законодательные положения оказались более спорными, чем другие, например, НФТ остались вне сферы действия, но могли быть переклассифицированы надзорными органами на индивидуальной основе. То есть, неплатежеспособные токены остались за рамками новых правил — хотя в ходе обсуждения урегулирования MiCA было отмечено, что NFT могут быть включены в сферу действия предложения MiCA позднее.

Таким же образом, DeFi и крипто-кредитование остались за рамками данного соглашения MiCA, но отчет с возможными новыми законодательными предложениями должен быть представлен в течение 18 месяцев после его вступления в силу.

Что касается стейблкоинов, то рассматривался вопрос об их запрете. Но, в конце концов, осталось понимание, что запрет или полное ограничение использования стабильных монет на территории ЕС не будет соответствовать целям, поставленным на уровне ЕС для продвижения инноваций в финансовом секторе.

Окончательные соображения

Вскоре после появления информации о соглашениях ToFR и MiCA некоторые критиковали ToFR, указывая, например, на то, что хотя законодатели и сделали свое дело, утвержденные меры по идентификации происхождения и получателя коснутся только цифровых валют центральных банков, но не блокчейн-сетей, ориентированных на конфиденциальность, таких как Monero и Dash.

Другие утверждают, что необходима гармонизированная и всеобъемлющая система, подобная предложению MiCA, которая вносит ясность в регулирование и устанавливает границы для игроков отрасли, чтобы они могли безопасно вести свой бизнес в различных странах-членах ЕС.

Как вы считаете, смогли ли европейские политики использовать эту возможность для создания надежной нормативно-правовой базы для цифровых активов, которая способствует ответственному внедрению инноваций и сдерживает плохих игроков? Или вы думаете, что появятся новые способы транзакций, которые будут препятствовать отслеживанию криптоактивов с нулевым порогом? Видите ли вы необходимость в регулировании, чтобы предотвратить потерю более $1 трлн стоимости индустрии цифровых активов в последние недели, вызванную объявленным риском алгоритмических стейблкоинов? Или вы считаете, что саморегулирования рынка достаточно?

Это правда, что регулирование рынка встряхивает многих мошенников и аферистов. Но, к сожалению, от этого страдают и миллионы мелких инвесторов и их семьи. Независимо от позиционирования, криптосектор как индустрия должен помнить об ответственности перед пользователями, которые могут варьироваться от искушенных инвесторов и технологов до тех, кто мало что знает о сложных финансовых инструментах.

Данная статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.