Нехватка рабочей силы способствует росту роботов: Утренняя сводка

Эта статья впервые появилась в «Утренней сводке». Получайте «Утренний обзор» прямо на свой почтовый ящик с понедельника по пятницу до 6:30 утра по восточному времени. Подписаться

Вторник, 16 ноября 2021 года

На прошлой неделе мое внимание привлекли две отдельные, но связанные между собой темы рынка труда.

После того, как в четверг стало известно, что число уволенных работников в сентябре достигло очередного рекорда, агентство Reuters сообщило, что в этом году североамериканские компании установили рекордное количество роботов для укрепления сборочных линий в попытке смягчить хронический дефицит рабочей силы (за эту статью спасибо экономическому комментатору Джеймсу Петокукису, который ведет одну из моих любимых рубрик о мировой экономике).

Ссылаясь на данные Ассоциации по развитию автоматизации, агентство Reuters отметило, что промышленные компании приобрели роботов на сумму около 1,5 млрд долларов (29 000, если быть точным), что на 37% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Кроме того, июньское исследование Google Cloud показало, что две трети производителей, использующих искусственный интеллект (ИИ), все больше полагаются на него.

Утренняя сводка» размышляла о влиянии дефицита рабочей силы и его близкого кровного родственника — Великого увольнения. Соединяя, казалось бы, разрозненные нити, он задается животрепещущим вопросом: Является ли нежелание работников заполнять открытые вакансии — или оставаться на них, если на то пошло — посевом семян окончательной гибели человечества в рабочей силе?

Как бы иррационально это ни звучало, тема того, что работники-люди должны бояться рассвета наших роботов-надсмотрщиков, вряд ли является новой. Однако, как и все остальное в эпоху пандемии, осадки от COVID-19 подлили масла в огонь, который уже бушевал. Учитывая ухудшение условий труда, мы не можем не задаться вопросом, не ускоряют ли работники рост автоматизации, вытесняя человеческий труд — но более постоянным образом?

Ранее в этом году Дани Ромеро из Yahoo Finance сообщил, что рестораны, испытывающие стресс и безрезультатно повышающие зарплату, прибегают к технологиям, чтобы удовлетворить высокий спрос и заполнить пробелы, возникшие из-за нехватки сотрудников.

По всем признакам становится все более очевидным, что нехватка рабочих рук ускоряет рост робототехники и передовых технологий для удовлетворения спроса, который в основном не поддается замедлению экономики и резкому сокращению предложения.

Выступая на прошлой неделе на Yahoo Finance Live, основатель Brooklyn Dumpling Shop Стратис Морфоген красноречиво рассказал об использовании в его заведении киосков самозаказа, работающих на базе приложения для смартфонов, которое позволяет потребителю взять и уйти в заведении, которое он называет «Автомат».

Центральным элементом Automat является устройство, которое Морфоген описал в журнале The New Yorker как «Монстр». Основатель сравнил его с конвейерной лентой, которая когда-то мешала Люсиль Болл в классическом эпизоде «Я люблю Люси».

Для тех, кто еще не читал, «Монстр» — это машина, которая может сделать десятки тысяч изысканных пельменей… за ЧАС. Есть шанс, что машина не потребует отгула, не попросит прибавки к зарплате или не захочет делать прививки.

Более того, Морфоген собирается распространить этот формат на автозаправочные станции, где усовершенствованная технология заказа позволит клиентам «входить и выходить из нашей автозаправочной станции [при] нулевом общении с нашим персоналом». Все будет управляться дистанционно, с помощью телефона и QR-кодов», — сказал Морфоген в интервью Yahoo Finance.

«COVID раскрыл многое [в ресторанной индустрии]… у нас даже не было онлайн-платформы для заказа, у нас даже не было присутствия в социальных сетях, и я думаю, что гостеприимство усвоило их урок, мы должны принять технологию, чтобы создать здесь модель», — сказал предприниматель.

«Если мы сможем снизить фонд оплаты труда до 15-20% вместо обычных для отрасли 32%, мы не просто спасем один ресторан… мы действительно изменим игру в отрасли, сделав ее более эффективной моделью», — добавил Морфоген.

Наряду со стагнацией заработной платы, идея о том, что роботы придут на все наши рабочие места, была основной темой рынка труда на протяжении, по крайней мере, десятилетия — и это, по крайней мере, одна из причин, по которой люди нашли вирусное видео с роботом Boston Dynamics таким пугающим.

Все это не отменяет необходимости платить работникам справедливую заработную плату или лучше относиться к ним. И робот может сделать лишь очень многое, учитывая, что просто нет эквивалента таким уникальным человеческим качествам, как эмпатия и ситуативное суждение.

Однако, чем дольше работники увольняются, задерживаются или оказывают давление на заработную плату, тем больше мы можем ожидать роста отчаяния работодателей перед лицом неустойчивого спроса. И тем больше мы можем ожидать появления тревожных заголовков о том, что революция роботов — вспомните недавно анонсированный компанией Amazon автомат Astro, работающий на базе Alexa, — уже на подходе.

Вы услышали это здесь первыми.