Восход роботов (фастфуда): как нехватка рабочей силы ускоряет автоматизацию

Когда вы думаете об инновационных отраслях, фаст-фуд, возможно, не является первым видом бизнеса, который приходит на ум. Но как инвестор, ваши возможности в отношении инновационных компаний не ограничиваются такими новыми направлениями, как электромобили, онлайн-гемблинг или космические акции.

Инновации являются движущей силой роста и в таком, казалось бы, обыденном бизнесе, как фаст-фуд. Во многих отношениях инновации сформировали фаст-фуд таким, каким мы его знаем сегодня. Беглый взгляд на первые годы существования крупнейшего в мире ресторана быстрого питания показывает, как новые идеи могут привести к большим выгодам для акционеров.

Оригинальный ресторан McDonald’s был открыт в 1940 году в Сан-Бернардино, штат Калифорния. Используя собственную инновацию в производстве, применение конвейерного производства в фаст-фуде (получившую название «Speedee Service System»), братья Макдональд стали местным хитом.

Гарри Зоннеборн не получил большого признания в поп-культуре в истории McDonald’s, но финансовые инновации, которые он осуществил, определяют компанию и сегодня. Каждый раз, когда вы слышите утверждение, что McDonald’s занимается недвижимостью, а не гамбургерами, подумайте о Зоннеборне.

Компания настолько хорошо известна, что многие читатели, вероятно, уже вспомнили другие инновации: такие пункты меню, как Биг-Мак или Филе-о-Фиш, введение Хэппи-Мила и, конечно, создание Рональда Макдональда.

Совсем недавно COVID-19 заставил рестораны перестроиться. Появились «призрачные» кухни, которые выполняют заказы на доставку и вынос. Но сейчас, когда уровень вакцинации в мире неуклонно растет, а волна «Дельта» спадает, все больше клиентов хотят сесть и поесть. Это означает, что нужно снова открывать столовые и нанимать больше персонала — непростая задача при сегодняшнем глобальном дефиците рабочей силы.

Через год после объявления пандемии COVID-19 ресторанная индустрия США обнаружила нехватку 1,2 миллиона работников по сравнению с предыдущим годом. Единой причины этому нет. Стимулирующие чеки и пособия по безработице, вероятно, удержали некоторых работников дома. Другие, вероятно, потратили это время на переподготовку для другой работы.

Как бы то ни было, напряженная ситуация на рынке занятости сохраняется. В США коэффициент участия в рабочей силе находится на самой низкой отметке с 1970-х годов. В начале этого года McDonald’s попал в заголовки газет, предложив соискателям 50 долларов только за то, что они придут на собеседование.

Наем — это одна задача. Удержание — другая. За последний год в нескольких компаниях произошли организованные выходы сотрудников, так как работники лоббируют улучшение условий труда. Фотография вывески Burger King стала вирусной в июле, когда сотрудники и генеральный директор уволились в унисон. На вывеске у ресторана было написано «МЫ ВСЕ УВОЛИЛИСЬ» и «ПРОСТИТЕ ЗА НЕОБХОДИМОСТЬ».

Повышение заработной платы для привлечения сотрудников не является долгосрочным решением. Большинство ресторанов работают на тонкой марже. Более того, они страдают от высокой текучести кадров. Готовое предложение дешевой рабочей силы, как правило, в виде молодых и неквалифицированных работников, является жизненно важным ингредиентом в рецепте успеха индустрии быстрого питания. Рост заработной платы в сочетании с нехваткой работников побуждает компании обращаться к машинам для выполнения функций, которые раньше были уделом исключительно людей.

В зависимости от того, где вы живете, вы, возможно, уже стали свидетелем ранних стадий того, что, вероятно, станет монументальным преобразованием в том, как будет заказываться, готовиться и доставляться наша еда.

С кем такого не случалось: Вы проезжаете через проходную, выкрикиваете заказ еды через потрескавшийся микрофон, динамики шипят вам в ответ, а человеческий голос повторяет ваш заказ… и в итоге вы получаете пакет с едой, мало похожей на то, что вы заказали.

Этому печальному опыту скоро может прийти конец. В Чикаго 10 ресторанов McDonald’s используют программное обеспечение с искусственным интеллектом для приема заказов во время движения.

Гонка за интеграцией автоматизации в производственную деятельность выходит далеко за пределы «Золотых арок». «Флиппи» — машина для приготовления бургеров-гриль, созданная компанией Miso Robotics. Американская сеть гамбургерных White Castle объявила о планах по внедрению Flippy в 10 дополнительных местах после успешного испытания в прошлом году. Примерно в то же время компания Hyundai Robotics объявила о сотрудничестве с KFC в разработке роботов для приготовления курицы.

Что касается доставки, то компания Grubhub заключила партнерство с разработчиком автономных транспортных средств компанией «Яндекс», чтобы запустить роботов-доставщиков еды в кампусы американских колледжей. В настоящее время в Университете штата Огайо 50 самоходных роверов занимаются доставкой еды голодным студентам. Планируется расширить число роверов до 100 в кампусе OSU и, конечно же, направить армии роботов-доставщиков в университеты по всей территории США.

Chick-fil-A заключила партнерство с Kiwibot, чтобы начать тестовую доставку сэндвичей с жареной курицей. Компания Domino’s, которая теперь сама себя называет «технологической компанией, которая продает пиццу», инвестировала в автономные автомобили для доставки пиццы. Это лишь несколько примеров в гонке технологических вооружений в сфере быстрого питания. Многие другие, несомненно, последуют за ними.

Это кажется, за неимением лучшего термина… естественным. Многие задачи в ресторанном бизнесе монотонны и легко автоматизируются. Острые ножи, горячее масло и скользкие полы создают не самую безопасную рабочую среду. Использование роботов в работе должно повысить эффективность и производительность. Они не устраивают забастовок и даже не звонят больным. Они могут работать подолгу и не сбегают с корабля в поисках более прибыльных возможностей.

Разумеется, это потребует значительных капиталовложений. По оценкам Emergen Research, мировой рынок пищевых технологий достигнет 342 млрд долларов к 2027 году. Таким образом, компаниям придется потратить определенные средства, но они будут вознаграждены более эффективными и предсказуемыми операциями, более стабильным продуктом и тем, что всегда является музыкой для акционеров: повышением маржи прибыли.

Все это, конечно, вызывает вопрос: Что происходит с работниками, которых заменяют? Только в США в индустрии быстрого питания занято около пяти миллионов человек. Не каждый работник стремится передать свою лопатку Флиппи, но если появление роботов для фастфуда побудит людей расширять свои навыки и искать новые возможности в других местах, мир от этого станет вдвойне лучше.

Майкл Джозеф, CFA, является вице-президентом и заместителем главного инвестиционного директора в Stansberry Asset Management. Stansberry Asset Management является инвестором корпорации McDonald’s, и данный отчет не следует рассматривать как инвестиционную консультацию.

Мы не можем слепо идти в метавселенную.

Я знаю, как лоббисты добиваются того, чтобы американцы не получали стоматологическую помощь — я был одним из них

Миллениалы и поколение Z — растущая сила в инвестировании. Рынку необходимо наверстать упущенное

Великие лидеры проявляют благодарность не только в День благодарения

Не позволяйте им говорить вам, что инфляция полезна для бедных. Это не так.

Эта история была первоначально опубликована на сайте Fortune.com