Самая богатая женщина России исключает возможность расставания с куском пирога Wildberries

Анна Ржевкина и Ольга Попова

МОСКВА (Рейтер) — Татьяна Бакальчук — большая редкость: миллиардер из доткомов, не интересующийся внешним капиталом или листингом на фондовом рынке.

Основательница Wildberries, крупнейшей в России розничной сети электронной коммерции, попала в список богатейших женщин России по версии Forbes без помощи внешних инвесторов и планирует продолжать в том же духе.

Общаясь с Reuters по видеосвязи из своего дома в Подмосковье, Бакальчук, мать семерых детей и бывшая учительница, которая основала свою фирму, находясь в декретном отпуске в 2004 году, сказала, что долгое время откладывавшийся выход на биржу все еще не входит в ее планы.

«Банки, которые приходят к нам, говорят — пожалуйста, поймите, что сейчас самое благоприятное время для IPO, потому что это будут самые дешевые привлеченные деньги. Они считают, что через два года, скорее всего, эта эйфория пройдет», — сказал Бакальчук.

«Все может случиться в этой жизни, но это еще не входит в нашу стратегию».

По ее словам, ритейлер, который начинал свою деятельность как онлайн-платформа, перепродающая одежду от немецкой группы почтовых заказов Otto, а теперь поставляет все, от электроники до кухонной утвари, еще менее склонен расставаться с долей стратегического инвестора.

«Это стопроцентное «нет». Если есть призрачная надежда на IPO… то привлечение инвестора — это точно нет», — сказал Бакальчук, которому принадлежит 99% акций компании.

Эта стратегия резко контрастирует с аналогичной стратегией Ozon, которая дебютировала на американском Nasdaq в прошлом году, и других крупных российских технологических компаний, таких как Яндекс.

По данным Statista, почти каждый третий россиянин пользуется его услугами, и Wildberries по-прежнему является явным лидером рынка, в прошлом году его продажи более чем в два раза превысили продажи ближайшего конкурента Ozon.

В 2021 году ожидается почти пятикратный рост чистой прибыли до 10 миллиардов рублей (136 миллионов долларов США) с 2,1 миллиарда рублей в 2020 году, сказал Бакальчук, и рост валового объема товаров до более чем 800 миллиардов рублей, что является рекордным показателем. Долг составляет 35 миллиардов рублей.

Бакальчук отказался говорить об угрозе конкуренции, заявив, что фирма «постоянно конкурирует сама с собой». По ее словам, компания представлена в 19 странах, в том числе в Великобритании, и в следующем месяце планирует расширить свою деятельность еще в двух странах.

Компания также планирует расширить свою логистическую сеть в Казахстане, Армении и Беларуси, а в определенный момент выйти на рынок Узбекистана — «очень перспективный рынок».

Наращивание дома также находится в центре внимания. Проникновение электронной коммерции в России, где логистика и неразвитая инфраструктура создают большие проблемы, в последнее время быстро растет, но все еще значительно ниже по сравнению с такими рынками, как Великобритания или США.

«Необходимо проводить более интенсивную работу над существующими проектами», — сказал Бакальчук, чьи активы, по оценкам Forbes, оцениваются в 13 миллиардов долларов. «Мы хотим усилить работу с местными предпринимателями».

($1 = 73,6450 руб.)

(Репортаж Анны Ржевкиной и Ольги Поповой; редактирование Кати Голубковой и Яна Харви)