Сибирский «обход» заставляет авиакомпании возвращаться на маршруты времен холодной войны

(Bloomberg) — Глобальные авиакомпании прилагают все усилия, чтобы избежать российского воздушного пространства, но лишь немногие из них в такой степени, как Finnair Oyj, флагманский перевозчик Финляндии. Она пролетает тысячи миль вокруг своего северного соседа, повторяя маршруты, оставленные десятилетия назад по окончании холодной войны.

Экономическое бремя этих обходов измеряется в дополнительном расходе авиационного топлива, увеличении времени дежурств и возможности привлечения большего числа экипажей на некоторые более длительные рейсы. Авиакомпании могут столкнуться с дополнительными эксплуатационными расходами в связи с более интенсивным использованием своих дальнемагистральных самолетов и некоторыми новыми сборами за пролет над странами, через которые они, возможно, раньше не пролетали. И, конечно же, дополнительное время, которое клиенты проведут в пути.

Кроме того, эти переадресации пробивают большую брешь в обязательствах авиакомпаний по сокращению выбросов парниковых газов.

«Их влияние настолько велико, что на данном этапе мы, к сожалению, не можем предложить пассажирам пересадки на всех наших азиатских направлениях», — написал Пертту Йолма, вице-президент группы планирования перевозок Finnair, в блоге компании 7 марта.

Скандинавский перевозчик, который до недавнего времени рекламировал себя как предлагающий самые короткие маршруты из Европы в Азию, прекратил полеты в Северо-Восточную Азию и перенаправил рейсы в Юго-Восточную Азию после того, как его запретили в воздушном пространстве России.

Подробнее: Россия запрещает авиакомпаниям из 36 стран пользоваться своим воздушным пространством

«Нам пришлось пересмотреть все наши азиатские услуги после запрета на использование российского воздушного пространства», — сказала пресс-секретарь компании Пайвит Таллквист, отметив, что переменные факторы, такие как преобладающие ветра, определяют, направляет ли компания самолеты на север или на юг от России.

17-часовые перелеты

С момента вторжения России в Украину 24 февраля, по крайней мере, 21 авиакомпания изменила маршруты полетов, чтобы избежать воздушного пространства России или западной части Украины, согласно данным компании FlightRadar24. Эти менее прямые маршруты добавляют до трех часов на большинстве маршрутов Европа-Азия.

Подробнее: Маршруты полетов ввергнуты в хаос в связи с закрытием воздушного пространства России

United Airlines Holdings Inc. отменила два из четырех своих рейсов в Индию после того, как 1 марта было принято решение о прекращении полетов российских самолетов. Рейсы из Сан-Франциско в Дели и из Ньюарка, штат Нью-Джерси, в Мумбаи не будут выполняться без дозаправки или значительного ограничения количества грузов и пассажиров. Для многих рейсов это является решающим фактором.

United направляет свои рейсы Ньюарк-Дели над Саудовской Аравией, а рейс Чикаго-Дели — над Турцией, Туркменистаном и Таджикистаном. Но обратный полет в Чикаго занимает 17 часов, что на два часа дольше, чем при использовании российского воздушного пространства, согласно данным службы слежения FlightAware.

Один из самых длинных рейсов в мире, рейс Qantas Airways Ltd. Сидней-Дарвин-Лондон, пролетает через Ближний Восток и Южную Европу вместо того, чтобы пересекать Китай и Россию, добавляя 60 минут к рейсам, которые и так длятся уже 17 часов, заявила компания в прошлом месяце.

Все эти дополнительные мили означают больший расход топлива.

Airbus SE A350-900, который Finnair использует для более длинных маршрутов, потребляет примерно 1 830 галлонов топлива в час при обычной крейсерской скорости, согласно данным, собранным Робертом Манном, авиационным аналитиком из Лонг-Айленда, Нью-Йорк. По данным Платта, при цене на галлон в Европе на 10 марта $3,20 за галлон, дополнительные три часа добавят более $17 000 дополнительных расходов на топливо. (A350-900 может перевозить 37 248 галлонов топлива, или 141 000 литров).

Аналогичным образом, дополнительные 4,5 часа, необходимые Japan Airlines Co. для маршрута Лондон — Токио через Канаду и Аляску, требуют более $20 000 дополнительного топлива для Boeing Co. 787-9 на этом маршруте, исходя из текущих цен на авиакеросин.

Такое дополнительное потребление топлива, если оно сохранится, может еще больше осложнить достижение авиакомпаниями цели по достижению нулевого чистого выброса углекислого газа к 2050 году — амбициозной цели, принятой Международной ассоциацией воздушного транспорта в октябре.

Более дорогое авиационное топливо

Внезапный поворот событий после вторжения России в Украину произошел как раз в тот момент, когда авиакомпании столкнулись с другим аспектом войны: Скачок цен на авиатопливо, вызванный геополитической турбулентностью и запретом США на импорт российской нефти, объявленным 8 марта, которому в ближайшие месяцы, вероятно, последует и Великобритания.

За последний месяц спотовые цены на топливо подскочили на 26% до $116 за баррель нефти марки Brent по состоянию на четверг. Фьючерсная цена на нефть марки Brent поднялась до $139 внутри дня 7 марта.

Крупнейшая японская авиакомпания All Nippon Airways Co. Ltd, рассматривает возможность повышения тарифов на перенаправленные рейсы в Европу, сообщила на этой неделе японская газета Nikkei, ссылаясь на интервью с новым исполнительным директором авиакомпании.

Беспорядки в отрасли происходят после двух лет пандемии, которая привела спрос на авиаперевозки к историческому минимуму, а объем международных перевозок все еще ниже уровня 2019 года. Своевременная и экономически эффективная доставка по всему миру стала дополнительной проблемой.

Авиакомпания Air France изменила маршруты полетов из Парижа по пяти азиатским направлениям, включая Пекин и Токио, чтобы пролететь по южному маршруту над Турцией, Казахстаном и Китаем. По словам перевозчика, изменение маршрутов добавляет от одного до двух часов на каждый рейс.

Japan Airlines Co. Ltd. направляет свои рейсы из Токио в Лондон по более длинному северному маршруту через Аляску и Гренландию. Виды арктической тундры мало утешают пассажиров: Полет до Лондона занимает дополнительные три часа, что в среднем составляет 12 часов.

Оттепель холодной войны

После распада Советского Союза в 1991 году мировые авиакомпании начинают осваивать рутинные рейсы над Россией, чтобы сэкономить время и деньги. Finnair начала транссибирские перевозки после вступления в силу двустороннего соглашения в 1994 году.

До пандемии перевозки между Азией и Европой составляли более половины доходов Finnair. Повышение цен на грузовые перевозки помогло компенсировать часть потерянных доходов, но сокращение услуг было болезненным.

Новые ограничения на направления и менее частые рейсы означают, что требуется меньше работников. Авиакомпания начала переговоры о временном увольнении некоторых экипажей, которое происходит в дополнение к увольнениям, вызванным пандемией.

«Сейчас мы ожидаем сокращения от 100 до 180 пилотов и от 150 до 380 бортпроводников», — сказал Таллквист.

©2022 Bloomberg L.P.