Сингапурский Shopee меняет игру в бразильском секторе электронной коммерции

Джимин Кан

(Рейтер) — Shopee компании Sea Ltd. понадобилось всего два года, чтобы стать самым скачиваемым приложением для покупок в Бразилии, привлекая пользователей на свою недорогую торговую площадку с помощью своего подхода к электронной коммерции, изменившего геймплей: мини-игры в приложении, предлагающие купоны победившим пользователям.

Сингапурская компания объединила онлайн-покупки с игровыми навыками своего отдельного подразделения мобильных игр Garena — создателя «Free Fire», самой скачиваемой игры в Бразилии в течение восьми кварталов подряд, — чтобы обеспечить продажи, которые, по оценкам аналитиков, составляют почти треть от продаж местного чемпиона Magazine Luiza SA.

На родине Shopee понадобилось всего пять лет, чтобы стать самым посещаемым сайтом электронной коммерции в Юго-Восточной Азии, обогнав такие сайты, как Lazada, поддерживаемый китайской Alibaba Group Holding Ltd, и Tokopedia, поддерживаемый японской SoftBank Group Corp.

«У Shopee в Юго-Восточной Азии есть опыт позднего прихода на рынок, изучения того, как другие решали существующие проблемы, а затем создания системы, позволяющей обойти эти проблемы», — говорит аналитик Цзянган Ли из консалтинговой компании Momentum Works.

Ранний рост Shopee подчеркивает, что в секторе, где раньше доминировали региональные компании, такие как Magazine Luiza и аргентинская MercadoLibre Inc, остается пространство для роста иностранных участников.

Конечно, стартап выбрал удачное время, запустившись в Бразилии как раз в тот момент, когда пандемия COVID-19 заставила потребителей покинуть физические магазины, что привело к росту продаж электронной коммерции в 2020 году на 44% до 42 миллиардов долларов, свидетельствуют данные бразильской платежной компании EBANX.

Shopee — подобие AliExpress от Alibaba, где продаются безделушки китайского производства — стало лучшим приложением в Бразилии по количеству загрузок и времени использования, показали данные аналитической платформы App Annie.

В комментарии агентству Reuters после первоначальной публикации этой статьи компания Shopee заявила, что в настоящее время в Бразилии у нее больше местных продавцов, чем трансграничных.

Однако в погоне за ростом Shopee все еще теряет деньги, поддерживаемый прибыльным игровым подразделением Sea. Во втором квартале этого года скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) компании Garena составила $740,9 млн, хотя подразделение электронной коммерции потеряло $579,8 млн.

«Деньги, получаемые от одной стороны бизнеса, которая является дойной коровой, активно реинвестируются в бразильскую электронную коммерцию — и успешно», — сказал аналитик Itau BBA Тьяго Макруз.

ГЛОБАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ

Выход Sea в Бразилию — лишь один из элементов ее глобальных амбиций. Инвестиционное подразделение Sea Capital также рассматривает возможность вложения денег в стартапы в Латинской Америке и за ее пределами, сказал человек, знакомый с этим вопросом, который не был уполномочен общаться с представителями СМИ и поэтому отказался назвать свою фамилию.

Фирма также вывела Shopee в Чили, Колумбию и Мексику, где, в отличие от Бразилии, у нее нет местных сотрудников, поэтому для повышения узнаваемости бренда она привлекает влиятельных людей из социальных сетей, сообщили два человека, знакомых с вопросом.

Компания Sea, в число акционеров которой входит лидер китайского игрового рынка Tencent Holdings Ltd, отказалась от комментариев.

Компания раскрыла мало данных о Shopee Brazil, но аналитики Itau BBA оценили стоимость товаров и услуг, проданных на платформе в прошлом году, в 12 млрд. реалов ($2,27 млрд. ).

Средняя цена на его торговой площадке составляет 40 реалов, согласно другим оценкам, что менее чем на треть меньше, чем у лидера электронной коммерции MercadoLibre, который часто предлагает более дорогие брендовые товары.

Самая большая проблема для Shopee Brazil — это доставка в такой огромной стране. В этом году она сократила зависимость от местной почтовой системы в пользу частных перевозчиков, но все еще соревнуется с конкурентами, имеющими собственные службы доставки.

Shopee планирует иметь одного основного логистического партнера на страну в регионе, сообщил Reuters источник в компании.

Сама компания ожидает, что рост электронной коммерции в регионе породит больше партнерств по доставке, как это произошло в Юго-Восточной Азии, сообщили аналитикам руководители Sea в ходе телефонного разговора в этом месяце.

В том же разговоре главный корпоративный директор группы Яньцзюнь Ван назвал Бразилию «хорошим рынком для продолжения инвестиций»

МЕСТНЫЕ ПРОДАВЦЫ

Конкуренция в крупнейшей экономике Латинской Америки обострилась в этом месяце, когда ближайший конкурент Shopee по предложению товаров, AliExpress, открыл свою торговую площадку для отечественных продавцов, взимающих комиссионные в размере однозначных цифр. AliExpress проработал в Бразилии 11 лет; Shopee сделал то же самое после первого года работы.

Владелица малого бизнеса Лучана Карвальо начала продавать пластиковую упаковку на Shopee в феврале, привлеченная бесплатной доставкой и 6% комиссионными — по сравнению с 17% на MercadoLibre.

Легко зарегистрироваться, рассчитать комиссию, получить бирки о доставке, квитанции. Это заставляет нас больше инвестировать в платформу», — сказала она.

Двигаясь в сторону прибыльности, Shopee с тех пор повысил комиссионные до 18% — столько, сколько в два раза могут взимать торговые площадки в некоторых странах Юго-Восточной Азии, что указывает на потенциальную прибыльность Латинской Америки. Карвальо продолжает пользоваться Shopee, хотя предпочитает MercadoLibre за его «непревзойденную» доставку.

Аналитики Goldman Sachs считают, что для дальнейшего повышения рентабельности Shopee может начать продавать товары по более высоким ценам, как это делается в Юго-Восточной Азии. Ли из Momentum Works ожидает, что Shopee добавит финансовые услуги в свое приложение в Бразилии, как это было сделано в Индонезии.

Я не удивлюсь», если они достигнут первого места, — сказал Ли, — «Учитывая то, что они сделали в Сингапуре, Индонезии и Малайзии, Таиланде»

$1 = 5. 2948 reais)

Репортаж Джимина Канга Дополнительный репортаж Фанни ПоткинРедактирование Кристиана Пламба, Кристофера Кушинга и Марка Поттера)