Tencent остается в поле зрения Пекина даже после падения на $490 млрд.

(Bloomberg) — Больше сокращений рабочих мест. Реконструкция финтеха. Засуха новых игр. Если китайские репрессии в отношении гигантского технологического сектора наконец-то ослабевают, то Tencent Holdings Ltd. этого еще не почувствовала.

Компания Tencent потеряла около 490 миллиардов долларов в рыночной стоимости с момента своего пика в 2021 году, несмотря на то, что она постоянно преуменьшала последствия усиленного контроля Пекина за отраслями от развлечений и СМИ до финансов. Хотя все больше признаков того, что китайская кампания ослабевает, трудно утверждать, что игровой и социальный гигант выберется из леса.

Ожидается, что вторая по величине компания Китая покажет самые низкие темпы роста за всю историю своего существования, когда в среду она представит отчет о доходах. Помимо результатов, которые, скорее всего, мало помогут развеять опасения инвесторов, Tencent справляется с проблемами, которые еще не отражены в квартальных отчетах. Регуляторы рассматривают возможность потребовать от Tencent объединить WeChat Pay в финансовую холдинговую компанию, сообщило на прошлой неделе агентство Bloomberg, что является частью реорганизации ее гигантского финтех-подразделения, которая может подорвать привлекательность всего ее бизнеса социальных сетей. Как и ее крупнейшие конкуренты, Tencent готовится к более глубокому сокращению рабочих мест, чем в предыдущие годы, в то время, когда президент Си Цзиньпин настаивает на прекращении «беспорядочной экспансии капитала». Согласно данным, собранным Bloomberg, соотношение цены к прибыли Tencent за 12 месяцев составляет около 15, в то время как у Electronic Arts Inc. оно составляет 44.

«Китайские интернет-компании торгуются на исторических минимумах. В прошлые годы быстрого роста их стоимость была очень высокой, но распродажа полностью разрушила этот пузырь», — говорится в записке аналитиков Citic под руководством Ван Гуанрана от 16 марта. «Доходы Tencent будут испытывать давление в краткосрочной перспективе, но ее основные виды деятельности остаются конкурентоспособными».

Китайские технологические корпорации смирились с новой эрой осторожного расширения, спустя почти два года после того, как Пекин ввел жесткие меры по борьбе с интернетом, которые быстро охватили все сферы, от электронной коммерции до перевозок и онлайн-образования. В этом месяце компания Alibaba Group Holding Ltd. сообщила об увеличении продаж на 10%, что является самым медленным темпом роста за всю историю компании, и пообещала уделять больше внимания удержанию пользователей, чем их приобретению. Стриминговые центры iQiyi Inc. и Bilibili Inc. — крупные транзакторы прошлых лет — теперь стремятся быстрее выйти на безубыточность, после того как рост их пользователей замедлился.

До сих пор Tencent в основном избегала прямого внимания Пекина, но огромный размер ее интернет-империи — с миллиардом с лишним пользователей WeChat в центре — сделал ее уязвимой перед макро- и регулятивными ветрами. Пострадавшая от слабой китайской экономики во время блокировки Covid-19, ее бизнес онлайн-рекламы, как ожидается, сократился в четвертом квартале впервые в истории. Замораживание новых игр на крупнейшем в мире рынке мобильных игр длится уже восьмой месяц, что вынуждает Tencent все чаще обращаться к внешнему миру с такими известными продуктами, как франшиза League of Legends. Ее зарождающийся сегмент финтеха и облачных технологий — единственное подразделение, которое, по прогнозам, продемонстрирует двузначный рост — еще не выполнил требования финансовых регуляторов и сталкивается с усиливающейся конкуренцией со стороны Alibaba и Huawei Technologies Co.

Tencent и ее главные противники сильно колебались, пока инвесторы меняли свои ставки. Только на прошлой неделе китайские чиновники во главе с вице-премьером Лю Хэ поклялись стабилизировать финансовые рынки, заявив, что «ректификация» крупных технологических платформ должна закончиться «как можно скорее». Его замечание вызвало 30-процентный подъем индекса Hang Seng Tech Index за два дня. За это время рыночная стоимость компаний Tencent и Alibaba выросла примерно на 200 миллиардов долларов, что позволило смягчить годовое падение их пиковых показателей на 1 триллион долларов.

Остается несколько нерешенных вопросов. Регулирующие органы сейчас решают, следует ли Tencent включать WeChat Pay во вновь созданную финансовую холдинговую компанию, спустя год после того, как они приказали технологическому гиганту и еще 12 компаниям отделить финансовые услуги от их основного бизнеса. Хотя аналогичные требования предъявляются к Ant Group Co. Джека Ма, оградить финансовый бизнес Tencent может быть сложнее, поскольку он является неотъемлемой частью удобного «единого окна» WeChat и зависит от поддержки со стороны различных подразделений компании.

Финансовое и бизнес-подразделение Tencent, включающее облачные вычисления, является самой быстрорастущей частью компании и приносит около 30% продаж, что является самым большим источником дохода после игрового бизнеса. Руководители Tencent заявили, что перетряска финтеха не должна оказать большого влияния на деятельность компании, а WeChat Pay — это в первую очередь транзакционная платформа, а не кредитная, которая имеет более высокие риски. На прошлой неделе Wall Street Journal сообщил, что Tencent грозит рекордный штраф после того, как китайские власти установили, что WeChat Pay нарушил правила борьбы с отмыванием денег.

Но наибольшая неопределенность сохраняется именно в игровой сфере — которая приносит львиную долю доходов и глобального влияния Tencent. Регулирующие органы ввели строгие ограничения на время игры для несовершеннолетних и завершают разработку дополнительных ограничений на внутриигровые покупки. Отчасти поэтому пекинский орган по надзору за СМИ не одобрил запуск ни одной игры с конца июля.

Это дежавю для Tencent, которая в 2018 году впервые за десятилетие столкнулась с падением прибыли во время многомесячного перерыва в разрешении игр. В то время как устаревшие хиты, такие как Honor of Kings, остаются самыми большими денежными коровами Tencent, компания все глубже осваивает глобальный рынок, в том числе с помощью нового издательского подразделения, созданного в Амстердаме и Сингапуре. В сентябрьском квартале продажи игр Tencent на внутреннем рынке выросли всего на 5%, что меньше, чем 20% рост продаж международного подразделения.

«У Tencent в разработке находится множество утвержденных игр, несмотря на отсутствие конкретного графика. Мы считаем, что она отложила запуск этих игр, чтобы избежать внимания регуляторов в ближайшем будущем», — говорится в записке аналитиков Daiwa, включая Джона Чоя. «Мы ожидаем, что сотрудничество с международными игровыми домами и инвестиции в зарубежные игровые студии будут способствовать расширению влияния Tencent в мире».

Инвестиционное подразделение Tencent, которое в прошлом финансировало расширение таких компаний, как Meituan и платформа для поездок на автомобиле Didi Global Inc. Недавно компания сократила свою долю в сингапурской компании Sea Ltd. и раздала почти все свои акции JD.com Inc. в качестве единовременных дивидендов, что подстегнуло предположения о том, что она выходит или отодвигает на второй план подобные инвестиции в других отраслях.

Между тем, WeChat — это клей, который связывает вместе разросшиеся интернет-компании Tencent, для всего, от покупки Call of Duty до просмотра видео в стиле TikTok и доставки еды. В прошлом году китайский орган по надзору за технологической промышленностью предостерег интернет-компании от блокировки конкурирующих сервисов, что побудило WeChat начать разрешать внешние ссылки на приложения, запускаемые такими компаниями, как Alibaba и ByteDance. Этот процесс все еще находится в процессе разработки.

©2022 Bloomberg L.P.