Китайские репрессии подрывают рост национального чемпиона Tencent

(Bloomberg) — Продолжающиеся уже год репрессии в Китае в отношении технологической отрасли тяжело отражаются на Tencent Holdings Ltd., самой дорогой компании страны.

Самое читаемое из Bloomberg

Amazon подала в суд из-за аварий, в которые попадают водители, спешащие на доставку грузов

Новый музей Гонконга пытается угодить миру искусства — и Пекину

Почему Гонконг строит квартиры размером с парковочное место

План Байдена финансирует новые мосты, которые не нужны местным жителям

Фермеры борются с «постапокалиптическим» продовольственным кризисом

Интернет-гигант сообщил, что за три месяца, закончившихся в сентябре, доход вырос на 13% до 142,4 млрд. юаней ($22,3 млрд.), что является самым медленным темпом с момента выхода Tencent на биржу в 2004 году, после того как ужесточение пекинского законодательства ударило по рекламному бизнесу компании и ограничило ее игровые операции. Акции Tencent упали на 3,4% в четверг после публикации результатов.

Компания Tencent, первой из технологических гигантов Китая представившая финансовые результаты, свидетельствует о далеко идущих последствиях кампании Коммунистической партии по ограничению власти частного сектора. Лавина новых правил и ограничений ударила по основам крупнейших компаний страны, в частности, по Tencent и гиганту электронной коммерции Alibaba Group Holding Ltd.

В среду руководители компаний заявили о поддержке инициатив Пекина и не выразили надежды на облегчение положения инвесторов в ближайшей перспективе. По словам представителей Tencent, цены на рекламу могут оставаться низкими в течение нескольких кварталов после того, как нормативные акты затронут сферы образования, страхования и игровой индустрии. Подавление внутренней игровой индустрии также привело к росту доходов компании всего на 5%, что меньше 20% роста продаж игр на международном рынке.

«Более строгое регулирование — это новая норма для всей отрасли, и это касается не только Китая, но и всего мира», — заявил президент компании Мартин Лау в ходе телефонной конференции после получения результатов.

Непомерное влияние компании на экономику, занимающую второе место в мире, сделало ее уязвимой, поскольку правительственные проверки быстро охватили все — от финансов до образования и онлайн-развлечений. Самыми смертоносными ударами стали июльская чистка репетиторства, сократившая ключевой источник доходов от рекламы, и объявленное в следующем месяце ограничение на время детских игр. С июля регулирующие органы также воздерживаются от утверждения новых игровых релизов, поскольку они более тщательно изучают заявки.

Что говорит Bloomberg Intelligence:

Снижение доходов от рекламы в результате макроэкономического и регулятивного давления может привести к дальнейшему снижению оценок роста продаж Tencent, но ее основной бизнес онлайн-игр остается здоровым и располагает к ускоренному расширению в течение следующих нескольких кварталов. В третьем квартале продажи рекламы были на 9% ниже консенсус-прогноза и росли самыми медленными темпами с 2009 года, поскольку клиенты в ключевых сегментах сократили расходы на фоне регулятивных ограничений. Учитывая ухудшение экономической ситуации в Китае, мы ожидаем усиления рекламного давления в 4 квартале и в 2022 году.

— Мэтью Кантерман и Тиффани Там, аналитики

Нажмите здесь для ознакомления с исследованием

Замедление темпов роста оживило болезненные воспоминания о 10-месячном замораживании лицензий на монетизацию игр в 2018 году, которое помогло стереть 200 млрд долларов с рыночной стоимости Tencent на тот момент. В ответ крупнейшая китайская компания подчеркнула шаги, предпринятые ею для соблюдения нормативных требований, рассказав о том, как эти усилия привели к значительному снижению как игрового времени, так и расходов несовершеннолетних на ее объектах.

Руководители компании подчеркнули, что считают проблемы, связанные с играми на внутреннем рынке, «временными», и что у компании есть большой запас игр, готовых к запуску по мере снижения неопределенности в сфере регулирования. Тем временем Tencent изучает новые направления, особенно в международных играх, а также в метавселенной, которую Лау назвал «реальной возможностью».

«Все, что делает виртуальный мир более реальным, а реальный мир более насыщенным виртуальным опытом, может стать частью метавселенной», — сказал он.

Как и Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) Platforms Inc. Марка Цукерберга, китайская компания готовится к технологическому прыжку в виртуальное царство метаверса, регистрируя соответствующие торговые марки и нанимая разработчиков для игр с открытым миром. Тем не менее, руководители компании предупреждают, что реализация концепции может занять больше времени, чем ожидалось.

Аналитики Citigroup под руководством Алисии Яп в своей записке отмечают, что Tencent имеет все возможности для изучения и использования будущих возможностей метаверса, ссылаясь на опыт компании в области игр и социальных сетей, а также на ее технологии и возможности искусственного интеллекта.

Нажмите здесь, чтобы прочитать мнения аналитиков о доходах Tencent

На данный момент такие непреходящие хиты Tencent, как Honor of Kings, остаются ее самыми большими игровыми коровами. Полностью принадлежащая компании Riot Games Inc. также предлагает одни из самых больших возможностей: ее долгожданная мобильная игра League of Legends наконец-то дебютировала в Китае в прошлом месяце, а турнир по киберспорту и новый аниме-сериал франшизы собрали сотни миллионов просмотров для Tencent и ее филиалов за прошедшие выходные.

Подробнее: Тим Калпан из Bloomberg Opinion о зарубежном бизнесе Tencent

Компания также делает более глубокие шаги в области корпоративного программного обеспечения и передовых технологий. На прошлой неделе владелец WeChat пообещал выделить 3 миллиарда долларов в течение следующих трех лет своим партнерам по облачному бизнесу и представил свои первые чипы собственного производства для таких задач, как поиск и транскодирование видео.

Читать далее: Первые чипы Tencent

Чистая прибыль за сентябрьский квартал оказалась выше ожидаемых 39,5 млрд. юаней после того, как компания зафиксировала прибыль от продажи некоторых инвестиций, хотя прибыль без учета МСФО упала на 2%, что стало первым снижением с тех пор, как Bloomberg начал отслеживать эти данные в 2010 году. Онлайн-реклама выросла на 5% меньше, чем ожидалось, а подразделение финтеха и бизнес-услуг — его самый быстрорастущий сегмент — замедлило рост второй квартал подряд.

Начавшись год назад, китайская реформа технологий оставила нерешенными несколько вопросов, включая безопасность данных, реструктуризацию финтех-операций и открытие закрытых интернет-платформ. Tencent и заклятый враг Alibaba предприняли первые шаги по открытию своих платформ для сервисов друг друга, а надзорный орган за технологической индустрией страны, как сообщается, рассматривает возможность заставить WeChat сделать свои социальные статьи отображаемыми в поисковых системах, таких как Baidu Inc, сообщило в прошлом месяце агентство Bloomberg News.

Лау в среду подтвердил, что платформы Tencent являются «фундаментально открытыми», и пообещал активно изучать возможности сотрудничества с другими платформами.

(Обновления с комментариями аналитиков, цена акций)

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Первое задание для следующего босса «Teamsters»: взять верх над UPS

Google хочет спасти планету с помощью спутниковых снимков

Generation Lockdown: Где резко выросла безработица среди молодежи

Автопромышленность Лордстауна возвращается. Рабочие места? Не так много

Одна из беднейших стран мира нашла лучший способ стимулирования экономики